Основные задачи урока - помочь ученикам в осмыслении значения петровских преобразований для истории России, обобщить знания учащихся о Петре I и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны.
Урок призван показать, что в исторической литературе существуют различные оценки личности первого российского императора и его деятельности; споры ведутся на протяжении почти трех столетий и обостряются в особо сложные, переломные моменты отечественной истории. Вникая в смысл этих споров, школьники задумываются о связи прошлого с настоящим. На занятии продолжается формирование навыков решения исторических задач, а также умения участвовать в дискуссии. Материал урока способствует самостоятельной мыслительной деятельности.
Оборудование урока:
карта "Российская империя в первой половине XVIII в.";
выставка рисунков учащихся, посвященных Петру I и его реформам;
выставка книг о Петре I и его времени;
набор открыток "Петра творенья...";
раздаточный материал;
портреты Петра I.
В ходе подготовки к уроку восьмиклассники пишут небольшие домашние сочинения. На выбор предлагаются две темы: "Мне нравится Петр I " и "Мне не нравится Петр I ". Ко всем занятиям темы школьники выполняют творческие задания - рисунки, посвященные эпохе петровских преобразований.
Важный элемент завершающего уро ка - инсценировка. Два школьника заранее разучивают роли Петра I и Александра Меншикова.
Один ученик готовит сообщение о Меншикове.
План урока
Вступительное слово учителя.
Реформы Петра I и характеристика императора (инсценировка и обобщение изученного).
Был ли Петр I "революционером на троне"?
Цена петровских реформ.
Подведение итогов.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
28 января 1725 г . умер первый российский император - Петр Алексеевич Романов. "...Кого хороним?.. Петра Ве ликого хороним. Закатилось солнце зем ли Русской" - эти слова произнес Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра.
"Солнце земли Русской" - высочайшая оценка; уже при жизни Петра выказывались, однако, и совсем иные суждения. Находились люди, которые считали царя виновником многих бед России. Итак, почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются по сей день. Одни восхищаются Петром: "то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник" (А.С.Пушкин), "царь-просветитель". А для других он -"злодей", "деспот", "тиран".
А сколько книг написано о Петре I !
Учитель обращает внимание школьников на книги, представленные на выставке, и задает вопросы: какие произведения о петровской эпохе Вы читали? Какие фильмы, посвященные Петру, смотрели?
Далее преподаватель подчеркивает, что у каждого автора свои представления о царе-реформаторе, и предлагает школьникам включиться в споры о Петре. Учитель формулирует вопросы для обсуждения (эти вопросы лучше записать на доске; ответы на них будут даны позднее, после инсценировки и обобщения знаний школьников).
Вопросы для обсуждения
Был ли Петр I "революционером на троне"?
Почему народ не слагал песен, прославлявших победы Петра Великого, его деяния?
Чему учит история петровской эпохи?
2. Реформы Петра I и характеристика императора
Эта часть урока начинается с заранее подготовленной инсценировки. В класс входят два ученика, один из которых - в мантии, с державой в руке -изображает Петра I , а второй - в парике, с картонными орденами - А.Д.Меншикова.
Учитель: "Небываемое бывает". К нам пожаловали государь Петр I со своим дру гом, президентом Военной коллегии Александром Даниловичем Меншиковым. Что привело вас сюда?
Петр. Ведомо нам стало, отроки и от роковицы, что Вы в спор о нас вступили, и зело любопытно стало нам, что Вы о делах наших говорить станете. Много ли о нас ведаете? А то вот в 1972 г . 300-летний юби лей мой в России скромнехонько отметили: царь-дескать, что о нем говорить много...
Меншиков. Не волнуйся, мин херц, тогда во всем мире твой день рождения отмечали и о делах твоих поминали. А особенно шведы. Благодарны они тебе за то, что ты их разбил в Северной войне. Быть может, благодаря этому-то они почти два столетия не воюют, жертв не несут.
Петр. Зело отрадно это нам, друг Алексашка, слышать. Однако давай-ка послушаем сих отроков.
(Петр усаживается на стул, Меншиков становится сзади.)
Учитель. Ребята, продолжим наш урок. Итак, каким же был Петр I ?
Далее ученики делают краткие сообщения на основе сочинений. Ребята, которые выбрали тему "Мне нравится Петр I ", отмечают трудолюбие царя, его простоту, любознательность, тягу к знаниям, ко всему новому, энергию и т.д.
Их оппоненты говорят о жестокости Петра, о его крутом нраве, равнодушии к судьбам простого народа, вспоминают о не красящей царя истории со смертью его сына Алексея.
Подводя итоги, учитель спрашивает о том, можно ли однозначно оценить личность Петра и его деятельность. Подчеркнув неслучайный характер разноречивых суждений, преподаватель отмечает, что Петр, вне всякого сомнения, был человеком неординарным, ярким, талантливым.
В разговор включаются Петр и Меншиков.
Меншиков. Да, мин херц, вольно же отроки и отроковицы о тебе речи ведут, а того не ведают, какую ты державу принял.
Петр. Стыдно и больно мне за державу было. Промышленности никакой. Железо из Англии везли. Армии нет, войско стрелецкое ненадежно. Флота нет, да и плавать негде. Бояре, как затворники, дома сидят, рукава да бороды до полу свесив. Жены и дочери их вовсе на людях не показываются. Счет лет вели от сотворения мира. Ни газет, ни театра!!! Сонное царство. Ведаете ли о том?
Учитель. Ведаем. Ведаем и о том, как изменилась Россия.
Далее речь идет о реформах Петра I . Учащиеся говорят об успехах промышленности, торговли, о создании армии, флота, о переменах в области государственного управления, в сфере культуры и просвещения, в быту.
Учитель обращает внимание ребят на логическую схему-цепочку, записанную на доске:
экономические реформы —» реформа управления —» военная реформа —» преобразования в области культур.
Учитель предлагает восьмиклассникам подумать, соответствовала ли реальная, хронологическая последовательность петровских реформ логике, представленной на схеме. Учащиеся высказывают свои суждения; в итоге делается вывод о том, что преобразования в разных сферах проводились параллельно, одновременно. Это было необыкновенно трудно, отмечает учитель и спрашивает: какое событие способствовало ускорению реформ?
Школьники называют Северную войну. Формулируется следующий вопрос: какой вышла Россия из Северной войны?
Учащиеся отмечают рост могущества и международного авторитета нашей страны, ставшей в 1721 г . империей, говорят об утверждении России на берегах Балтики, о новой столице –Санкт-Петербурге.
Вновь в разговор вступают Петр и Меншиков.
Петр. Да, воистину Россия выдвинулась в ряд передовых держав, и я по праву этим горжусь...
Меншиков. А давай-ка, мин херц, устроим сим любознательным отрокам экзамен.
(Учащиеся отвечают на вопросы Петра и Меншикова.)
Петр. Во второй половине XVII в. был издан указ о том, чтобы дворяне и бояре иноземных обычаев не перенимали, волос не стригли, одежды иностранные не носили. Как должен был я, Петр I , отнестись к этому указу? Почему?
Меншиков. Иностранцев поражало, что государь наш занимал на флоте небольшую должность и беспрекословно подчинялся командирам, начальникам. Так, работая на вер фи, Петр снял шапку перед адмиралом, попросил разрешения начать работу и только потом стал давать распоряжения низшим чинам.
Каков был, по-Вашему, смысл такого поведения царя, имевшего неограниченную власть над своими подданными, в том числе и над адмиралом?
Петр. Нами был установлен порядок, согласно которому офицерами должны были становиться дворяне. Но допускалось, что бы выходцы из низших слоев населения про изводились в офицеры, если они проявляли необходимые способности. Таким офицерам давали потомственное дворянство.
Почему мы ввели такой порядок? В каком документе он был закреплен?
Меншиков. В Петре I совмещались лю бовь к парадной архитектуре, живописи и скромность в быту, неприхотливость в одежде и в еде. Чем это можно объяснить?
Петр. Довольно, друг Алексашка, зело познаниями сих отроков остался я доволен. Жаль, что в мое время с трудом удавалось побудить ребят науками заниматься... Теперь пора нам.
Учитель. Уважаемые гости, спасибо, что побыли у нас... Будем рады, если Вы оста нетесь и примете участие в нашем разговоре.
Мальчики, игравшие роли Петра и Меншикова, занимают свои места в классе.
3. Был ли Петр "революционером на троне"?
Учитель предлагает вернуться к записанным на доске вопросам. Для начала нужно вспомнить, что такое революция. Учитель говорит, что это глубокое и качественное обновление общества (такое определение давалось в VII классе - при изучении революции в Нидерландах). Ставится вопрос: произошло ли подобное обновление в России в петровское время?
После спора (часть учеников считает, что раз преобразования не коснулись быта крестьян, раз сохранилось крепостное право, то перемены нельзя считать революцией) делается вывод, что Россия изменилась качественно - она стала другой страной.
Учитель замечает, что в исторической литературе бытует мнение, будто реформы были задуманы до Петра, а этот царь лишь реализовал замыслы своих предшественников. Школьники вспоминают о появлении в России иностранцев при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче, о полках нового строя, о преобразованиях Федора Алексеевича и - особенно - о планах князя В.В.Голицына.
Далее учащимся предлагается отметить черты сходства и различия в замыслах Голицына и Петра. Ребята говорят, что оба государственных деятеля считали важным ориентироваться на опыт Запада, оба размышляли о преобразованиях в армии, в сфере образования и в хозяйственной жизни. При этом, однако, Голицын думал об освобождении крестьян, а Петр усилил крепостной гнет.
Учитель спрашивает, почему Голицын не сумел провести реформы. Ребята приходят к выводу, что фаворит Софьи не обладал настоящей властью; у него не было сторонников, готовых поддержать смелые начинания.
Развивая этот тезис, учитель отмечает, что у Петра была огромная власть, ставшая к концу царствования абсолютной, ничем не ограниченной. Это и позволило провести реформы. А в ходе преобразований у царя появились и убежденные единомышленники, "птенцы гнезда Петрова": канцлер Головкин, П.А.Толстой (предок трех известных русских писателей - Алексея Константиновича, Льва Николаевича, Алексея Николаевича), предок Пушкина Ганнибал и, конечно, Александр Меншиков.
Один из восьмиклассников делает краткое сообщение о Меншикове.
После этого учитель замечает, что, опираясь на лично преданных ему людей, Петр I и проводил реформы. Он создал себе опору в среде дворянства -за счет увеличения численности этого сословия. Ребятам предлагается объяснить, как Петр решил эту задачу.
Далее делается вывод: реформы Петра I - это своеобразная революция сверху. Поэтому Петра можно считать "революционером на троне". Теперь пора обсуждать вопрос о цене осуществленных царем преобразований.
4. Цена петровских реформ
Учащиеся работают в парах с раздаточным материалом. Предлагаются три варианта заданий.
Вариант I
Крестьяне в петровское время часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, на принудительную отправку работников в Воронеж (на строительство флота), а затем в Петербург. Многие говорили, что Петр не русский царь - иначе бы он не опустошал страну.
Как вы оцениваете политику Петра I ? Были ли правы крестьяне, осуждавшие эту политику?
Вариант II
Крестьяне говорили: "Похваляются, что император был мудрым, а что его мудрость? Затеял подушную подать себе на безголовье, а всему народу на изнурение".
Объясните смысл этого высказывания. Как оценивал народ налоговую политику Петра I ?
Вариант III
"Всякий бунт, возмущение и упрямство без всякой милости имеют быть виселицей наказанными".
Против кого и против чего был направлен этот пункт указа Петра? Докажите, что для его появления были основания.
В ходе обсуждения ответов учащиеся делают выводы о том, что перемены в России были достигнуты ценой невероятного напряжения сил народа. Поэтому в петровское время нередко происходили мятежи (Астраханское восстание, стрелецкие бунты, восстание Кондратия Булавина). Цена за реформы была заплачена немалая, дополняет этот вывод учитель. По некоторым оценкам, в России при Петре погиб каждый десятый человек (из 14-17 млн. жителей).
Теперь школьники могут ответить на вопрос о том, почему Петру посвящено немало литературных произведений и научных трудов, а песен о Петре народ не слагал.
Учащиеся делают вывод: яркая личность Петра, его смелая реформаторская деятельность привлекают внимание писателей, поэтов, художников. А вот народу Петр и его дела были чужды; в этом монархе многие не без оснований видели виновника новых бедствий.
5. Подведение итогов
Учитель еще раз подчеркивает, что личность Петра и его реформы стали предметом острых споров, которые неизменно усиливаются, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития. Так было и в XIX в., когда остро стоял вопрос об отмене крепостного права, и в начале XX столетия, когда правительство опоздало с обновлением общества, а Россия стала на путь кровопролитного революционного развития. И сейчас, когда в нашем обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования -вызывают большой интерес.
В ходе беседы с учащимися формулируются и записываются в виде плана уроки петровской эпохи.
Уроки петровской эпохи
Правительство может и должно проводить преобразования, если в них назрела необходимость.
Для успеха преобразований необходимо привлекать людей на сторону реформаторов; приходится преодолевать сопротивление.
Начиная реформы, надо смело идти вперед, доводя дело до конца; при» этом, однако, нужно думать об интересах всего общества, а не какой-то группы лиц.
Далее учитель демонстрирует школьникам изображение знаменитого памятника Петру работы Фальконе и читает отрывок из пушкинской поэмы "Медный всадник":
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы?
Учитель предлагает ребятам ответить на вопросы: к кому обращены стихи? Кого олицетворяет "гордый конь"? Как Вы понимаете смысл трех последних стихов процитированного отрывка? А как бы Вы ответили на вопрос поэта: "Куда ты скачешь, гордый конь, // и где опустишь ты копыта?"
Размышляя над последним вопросом, учащиеся говорят о невозможности дать на него однозначный ответ. Учитель отмечает, что это вполне естественно: история России продолжается; продолжаются и наши раздумья о ней. В заключение уместно процитировать слова М.Горького: "Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо".
Литература
Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России. XVI - XVIII вв. Учебник для VIII класса средних учебных заведений. М.: МИРОС, 1995.
Лернер ИЛ. Задания для самостоятельной работы по истории СССР. VIII класс: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.
Павленко Н.И. Александр Данилович Меншиков. М.: Наука, 1984.
Он же. Петр I и его время: Книга для учащихся средних и старших классов. М.: Просвещение, 1989.
Пушкин А.С. Медный всадник // Сочинения: В 3 т. Т. 2. М .: Художественная литература, 1986.
Эйдельман НЛ. Споры вокруг Петра // История. 1996. № 44.