Петр Первый и его реформы в оценках и суждениях

 

 

 

 

 

Основные задачи урока - помочь ученикам в осмыслении значения петровских преобразований для истории России, обобщить знания учащихся о Петре I и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны.

Урок призван показать, что в исто­рической литературе существуют различные оценки личности первого рос­сийского императора и его деятельности; споры ведутся на протяжении по­чти трех столетий и обостряются в осо­бо сложные, переломные моменты отечественной истории. Вникая в смысл этих споров, школьники задумывают­ся о связи прошлого с настоящим. На занятии продолжается формирование навыков решения исторических задач, а также умения участвовать в дискус­сии. Материал урока способствует са­мостоятельной мыслительной деятель­ности.

Оборудование урока:

•  карта "Российская империя в пер­вой половине XVIII в.";

•  выставка рисунков учащихся, по­священных Петру I и его реформам;

•  выставка книг о Петре I и его вре­мени;

•  набор открыток "Петра творенья...";

•  раздаточный материал;

•  портреты Петра I.

В ходе подготовки к уроку восьми­классники пишут небольшие домашние сочинения. На выбор предлагаются две темы: "Мне нравится Петр I " и "Мне не нравится Петр I ". Ко всем занятиям темы школьники выполняют творче­ские задания - рисунки, посвященные эпохе петровских преобразований.

Важный элемент завершающего уро­ ка - инсценировка. Два школьника заранее разучивают роли Петра I и Алек­сандра Меншикова.

Один ученик готовит сообщение о Меншикове.

План урока

•  Вступительное слово учителя.

•  Реформы Петра I и характерис­тика императора (инсценировка и обоб­щение изученного).

•  Был ли Петр I "революционером на троне"?

•  Цена петровских реформ.

•  Подведение итогов.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

28 января 1725 г . умер первый рос­сийский император - Петр Алексеевич Романов. "...Кого хороним?.. Петра Ве­ ликого хороним. Закатилось солнце зем­ ли Русской" - эти слова произнес Фео­фан Прокопович, один из самых пре­данных сподвижников Петра.

"Солнце земли Русской" - высочай­шая оценка; уже при жизни Петра выказывались, однако, и совсем иные суждения. Находились люди, которые считали царя виновником многих бед России. Итак, почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжают­ся по сей день. Одни восхищаются Пет­ром: "то академик, то герой, то море­плаватель, то плотник" (А.С.Пушкин), "царь-просветитель". А для других он -"злодей", "деспот", "тиран".

А сколько книг написано о Петре I !

Учитель обращает внимание школь­ников на книги, представленные на вы­ставке, и задает вопросы: какие произ­ведения о петровской эпохе Вы читали? Какие фильмы, посвященные Петру, смотрели?

Далее преподаватель подчеркивает, что у каждого автора свои представления о царе-реформаторе, и предлагает школьникам включиться в споры о Пет­ре. Учитель формулирует вопросы для обсуждения (эти вопросы лучше запи­сать на доске; ответы на них будут даны позднее, после инсценировки и обобще­ния знаний школьников).

Вопросы для обсуждения

•  Был ли Петр I "революционером на троне"?

•  Почему народ не слагал песен, прославлявших победы Петра Велико­го, его деяния?

•  Чему учит история петровской эпохи?

 

2. Реформы Петра I и характе­ристика императора

Эта часть урока начинается с зара­нее подготовленной инсценировки. В класс входят два ученика, один из ко­торых - в мантии, с державой в руке -изображает Петра I , а второй - в пари­ке, с картонными орденами - А.Д.Меншикова.

Учитель: "Небываемое бывает". К нам пожаловали государь Петр I со своим дру гом, президентом Военной коллегии Алек­сандром Даниловичем Меншиковым. Что привело вас сюда?

Петр. Ведомо нам стало, отроки и от­ роковицы, что Вы в спор о нас вступили, и зело любопытно стало нам, что Вы о делах наших говорить станете. Много ли о нас ведаете? А то вот в 1972 г . 300-летний юби­ лей мой в России скромнехонько отметили: царь-дескать, что о нем говорить много...

Меншиков. Не волнуйся, мин херц, тог­да во всем мире твой день рождения отме­чали и о делах твоих поминали. А особенно шведы. Благодарны они тебе за то, что ты их разбил в Северной войне. Быть может, благодаря этому-то они почти два столетия не воюют, жертв не несут.

Петр. Зело отрадно это нам, друг Алексашка, слышать. Однако давай-ка послуша­ем сих отроков.

(Петр усаживается на стул, Меншиков становится сзади.)

Учитель. Ребята, продолжим наш урок. Итак, каким же был Петр I ?

Далее ученики делают краткие со­общения на основе сочинений. Ребята, которые выбрали тему "Мне нравится Петр I ", отмечают трудолюбие царя, его простоту, любознательность, тягу к зна­ниям, ко всему новому, энергию и т.д.

Их оппоненты говорят о жестокости Петра, о его крутом нраве, равнодушии к судьбам простого народа, вспоминают о не красящей царя истории со смертью его сына Алексея.

Подводя итоги, учитель спрашивает о том, можно ли однозначно оценить личность Петра и его деятельность. Подчеркнув неслучайный характер разноречивых суждений, преподаватель отмечает, что Петр, вне всякого сомнения, был чело­веком неординарным, ярким, талант­ливым.

В разговор включаются Петр и Меншиков.

Меншиков. Да, мин херц, вольно же отроки и отроковицы о тебе речи ведут, а того не ведают, какую ты державу принял.

Петр. Стыдно и больно мне за державу было. Промышленности никакой. Железо из Англии везли. Армии нет, войско стрелец­кое ненадежно. Флота нет, да и плавать негде. Бояре, как затворники, дома сидят, рукава да бороды до полу свесив. Жены и дочери их вовсе на людях не показываются. Счет лет вели от сотворения мира. Ни газет, ни театра!!! Сонное царство. Ведаете ли о том?

Учитель. Ведаем. Ведаем и о том, как изменилась Россия.

Далее речь идет о реформах Петра I . Учащиеся говорят об успехах промышленности, торговли, о создании армии, флота, о переменах в области государ­ственного управления, в сфере культу­ры и просвещения, в быту.

Учитель обращает внимание ребят на логическую схему-цепочку, записан­ную на доске:

экономические реформы —» реформа управления —» военная реформа —» пре­образования в области культур.

Учитель предлагает восьмиклассникам подумать, соответствовала ли реаль­ная, хронологическая последователь­ность петровских реформ логике, пред­ставленной на схеме. Учащиеся выска­зывают свои суждения; в итоге делает­ся вывод о том, что преобразования в разных сферах проводились параллель­но, одновременно. Это было необыкно­венно трудно, отмечает учитель и спрашивает: какое событие способствовало ускорению реформ?

Школьники называют Северную вой­ну. Формулируется следующий вопрос: какой вышла Россия из Северной войны?

Учащиеся отмечают рост могуще­ства и международного авторитета нашей страны, ставшей в 1721 г . импери­ей, говорят об утверждении России на берегах Балтики, о новой столице –Санкт-Петербурге.

Вновь в разговор вступают Петр и Меншиков.

Петр. Да, воистину Россия выдвинулась в ряд передовых держав, и я по праву этим горжусь...

Меншиков. А давай-ка, мин херц, уст­роим сим любознательным отрокам экзамен.

(Учащиеся отвечают на вопросы Петра и Меншикова.)

Петр. Во второй половине XVII в. был издан указ о том, чтобы дворяне и бояре иноземных обычаев не перенимали, волос не стригли, одежды иностранные не носили. Как должен был я, Петр I , отнестись к этому указу? Почему?

Меншиков. Иностранцев поражало, что государь наш занимал на флоте небольшую должность и беспрекословно подчинялся ко­мандирам, начальникам. Так, работая на вер­ фи, Петр снял шапку перед адмиралом, попросил разрешения начать работу и только потом стал давать распоряжения низшим чинам.

Каков был, по-Вашему, смысл такого поведения царя, имевшего неограниченную власть над своими подданными, в том числе и над адмиралом?

Петр. Нами был установлен порядок, согласно которому офицерами должны были становиться дворяне. Но допускалось, что­ бы выходцы из низших слоев населения про­ изводились в офицеры, если они проявляли необходимые способности. Таким офицерам давали потомственное дворянство.

Почему мы ввели такой порядок? В ка­ком документе он был закреплен?

Меншиков. В Петре I совмещались лю­ бовь к парадной архитектуре, живописи и скромность в быту, неприхотливость в одежде и в еде. Чем это можно объяснить?

Петр. Довольно, друг Алексашка, зело познаниями сих отроков остался я доволен. Жаль, что в мое время с трудом удавалось побудить ребят науками заниматься... Те­перь пора нам.

Учитель. Уважаемые гости, спасибо, что побыли у нас... Будем рады, если Вы оста­ нетесь и примете участие в нашем разговоре.

Мальчики, игравшие роли Петра и Меншикова, занимают свои места в классе.

3. Был ли Петр "революционером на троне"?

Учитель предлагает вернуться к за­писанным на доске вопросам. Для начала нужно вспомнить, что такое рево­люция. Учитель говорит, что это глубокое и качественное обновление об­щества (такое определение давалось в VII классе - при изучении революции в Нидерландах). Ставится вопрос: произошло ли подобное обновление в Рос­сии в петровское время?

После спора (часть учеников счита­ет, что раз преобразования не коснулись быта крестьян, раз сохранилось крепо­стное право, то перемены нельзя счи­тать революцией) делается вывод, что Россия изменилась качественно - она стала другой страной.

Учитель замечает, что в историче­ской литературе бытует мнение, будто реформы были задуманы до Петра, а этот царь лишь реализовал замыслы своих предшественников. Школьники вспоминают о появлении в России иностранцев при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче, о полках нового строя, о преобразованиях Федора Алек­сеевича и - особенно - о планах князя В.В.Голицына.

Далее учащимся предлагается отме­тить черты сходства и различия в замыслах Голицына и Петра. Ребята го­ворят, что оба государственных деяте­ля считали важным ориентироваться на опыт Запада, оба размышляли о преобразованиях в армии, в сфере образова­ния и в хозяйственной жизни. При этом, однако, Голицын думал об осво­бождении крестьян, а Петр усилил крепостной гнет.

Учитель спрашивает, почему Голи­цын не сумел провести реформы. Ребя­та приходят к выводу, что фаворит Со­фьи не обладал настоящей властью; у него не было сторонников, готовых под­держать смелые начинания.

Развивая этот тезис, учитель отме­чает, что у Петра была огромная власть, ставшая к концу царствования абсолют­ной, ничем не ограниченной. Это и позволило провести реформы. А в ходе преобразований у царя появились и убежденные единомышленники, "птен­цы гнезда Петрова": канцлер Головкин, П.А.Толстой (предок трех известных русских писателей - Алексея Константиновича, Льва Николаевича, Алексея Николаевича), предок Пушкина Ганнибал и, конечно, Александр Меншиков.

Один из восьмиклассников делает краткое сообщение о Меншикове.

После этого учитель замечает, что, опираясь на лично преданных ему людей, Петр I и проводил реформы. Он создал себе опору в среде дворянства -за счет увеличения численности этого сословия. Ребятам предлагается объяс­нить, как Петр решил эту задачу.

Далее делается вывод: реформы Пет­ра I - это своеобразная революция сверху. Поэтому Петра можно считать "революционером на троне". Теперь пора обсуждать вопрос о цене осуществ­ленных царем преобразований.

4. Цена петровских реформ

Учащиеся работают в парах с разда­точным материалом. Предлагаются три варианта заданий.

Вариант I

Крестьяне в петровское время час­то жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, на принуди­тельную отправку работников в Воро­неж (на строительство флота), а затем в Петербург. Многие говорили, что Петр не русский царь - иначе бы он не опустошал страну.

Как вы оцениваете политику Петра I ? Были ли правы крестьяне, осуждавшие эту политику?

Вариант II

Крестьяне говорили: "Похваляются, что император был мудрым, а что его мудрость? Затеял подушную подать себе на безголовье, а всему народу на изнурение".

Объясните смысл этого высказыва­ния. Как оценивал народ налоговую политику Петра I ?

Вариант III

"Всякий бунт, возмущение и упрям­ство без всякой милости имеют быть виселицей наказанными".

Против кого и против чего был на­правлен этот пункт указа Петра? Докажите, что для его появления были ос­нования.

В ходе обсуждения ответов учащие­ся делают выводы о том, что перемены в России были достигнуты ценой неве­роятного напряжения сил народа. По­этому в петровское время нередко про­исходили мятежи (Астраханское восста­ние, стрелецкие бунты, восстание Кондратия Булавина). Цена за реформы была заплачена немалая, дополняет этот вывод учитель. По некоторым оценкам, в России при Петре погиб каждый де­сятый человек (из 14-17 млн. жителей).

Теперь школьники могут ответить на вопрос о том, почему Петру посвящено немало литературных произведе­ний и научных трудов, а песен о Петре народ не слагал.

Учащиеся делают вывод: яркая личность Петра, его смелая реформаторская деятельность привлекают внимание писателей, поэтов, художников. А вот народу Петр и его дела были чужды; в этом монархе многие не без оснований видели виновника новых бедствий.

5. Подведение итогов

Учитель еще раз подчеркивает, что личность Петра и его реформы стали предметом острых споров, которые не­изменно усиливаются, как только наша страна оказывается перед выбором пу­тей дальнейшего развития. Так было и в XIX в., когда остро стоял вопрос об отмене крепостного права, и в начале XX столетия, когда правительство опоз­дало с обновлением общества, а Россия стала на путь кровопролитного револю­ционного развития. И сейчас, когда в нашем обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования -вызывают большой интерес.

В ходе беседы с учащимися форму­лируются и записываются в виде плана уроки петровской эпохи.

Уроки петровской эпохи

•  Правительство может и должно проводить преобразования, если в них назрела необходимость.

•  Для успеха преобразований необ­ходимо привлекать людей на сторону реформаторов; приходится преодолевать сопротивление.

•  Начиная реформы, надо смело идти вперед, доводя дело до конца; при» этом, однако, нужно думать об интере­сах всего общества, а не какой-то груп­пы лиц.

Далее учитель демонстрирует школьникам изображение знаменитого памятника Петру работы Фальконе и читает отрывок из пушкинской поэмы "Медный всадник":

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы?

Учитель предлагает ребятам отве­тить на вопросы: к кому обращены стихи? Кого олицетворяет "гордый конь"? Как Вы понимаете смысл трех послед­них стихов процитированного отрывка? А как бы Вы ответили на вопрос поэта: "Куда ты скачешь, гордый конь, // и где опустишь ты копыта?"

Размышляя над последним вопро­сом, учащиеся говорят о невозможности дать на него однозначный ответ. Учи­тель отмечает, что это вполне естествен­но: история России продолжается; про­должаются и наши раздумья о ней. В заключение уместно процитировать слова М.Горького: "Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо".

Литература

Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России. XVI - XVIII вв. Учебник для VIII класса средних учебных заведений. М.: МИРОС, 1995.

Лернер ИЛ. Задания для само­стоятельной работы по истории СССР. VIII класс: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.

Павленко Н.И. Александр Да­нилович Меншиков. М.: Наука, 1984.

Он же. Петр I и его время: Кни­га для учащихся средних и стар­ших классов. М.: Просвещение, 1989.

Пушкин А.С. Медный всадник // Сочинения: В 3 т. Т. 2. М .: Художе­ственная литература, 1986.

Эйдельман НЛ. Споры вокруг Петра // История. 1996. № 44.