Дорогами Храма – к истории Отечества

 

 

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28

СТ. ТАМАНЬ

 

Дорогами Храма – к истории Отечества

 

Работу выполнила

ученица 8 класса «Б»

Крышка Наталья

 

 

Тамань, 2007

 

 


Я люблю тебя, моя Россия!

Я люблю твой старый добрый взгляд.

Я люблю снега твои седые

И высоких тополей посад.

Я люблю бескрайние просторы,

Я люблю тебя, Великая Отчизна!

Я люблю тебя, родимая земля!

Макар Николай Алексеевич

 

 

 

Православная Русь! Святая Россия! Моя многострадальная Родина! Твой путь никогда не был простым, лёгким, понятным. Был он ухабист, труден и тернист. Сколько трагического и в то же время героического пережито нашим Отечеством! Войны… Восстания… Революции… События эти напоминают о славных делах предков, о силе русского духа, особенно ярко проявляющейся в минуты испытаний. Откуда же в такие тяжкие мгновенья появлялись силы не только физические, но и моральные? Ответ прост: у русских людей есть надежная опора – вера в Бога, которая приводит православных в святое место – Храм Божий.

Кубань наша имеет очень богатое историческое прошлое, в том числе и церковное.

Христианское вероучение пришло на кубанскую землю с проповедями Апостола Андрея Первозванного, которому в апостольский удел по жребию выпала Скифия - обширная область, включавшая в себя Северное Причерноморье.

Апостол Андрей и Симон Кананит посетили Кавказ во время своего миссионерского путешествия примерно в 40 – е годы от рождества Христова. Вначале они посетили Аланию, потом Абхазию и достигли Севастополя (известного в древности города на западном побережье Кавказа).

В Севастополе апостолы расстались. Симон остался проповедовать в Абхазии, где вскоре принял мученическую смерть. Апостол Андрей с учениками продолжал свое путешествие по Черноморскому побережью Северного Кавказа. Он проповедовал среди Боспоритян и скифов, которые населяли в то время Босфорское царство.

По - разному относились древние жители Северного Кавказа к словам Андрея Первозванного. Жители гор и предгорий оказались восприимчивее к вере. Они с радостью приняли слово проповеди, а жители приморья не восприняли проповедь и хотели его убить. И хотя христианство укреплялось на этих землях лишь тремя веками позже, первые зёрна Христианской веры пустили здесь свои корни.

Массовое же обращение в новую веру началось примерно в пятом веке при Юстиниане Великом (527-565г), Это подтверждают многочисленные археологические находки, обнаруженные на Таманском полуострове.

Не прошло и сорока лет от Крещения Руси, так на Тамани русский князь Мстислав Удалой воздвиг церковь в честь Пресвятой Богородицы. Долгое соперничество Византии, Хазарского каганата и Киевской Руси из–за древней греческой колонии Таматархи завершилось восхождением и в состав Руси под именем Тмутараканского княжества. Решающим эпизодом в этой истории был поединок князя Мстислава с могучим касожским предводителем Редедею. По преданию, победа над богатырем русскому князю далась не без помощи Божией. Во время схватки Мстислав начал изнемогать и взмолвил: «О, Пречистая Богородица, помоги мне; если же одолею его, воздвигну церковь во имя Твое!» Сказав так, русский князь одолел противника. А в 1022 году он выполнил свое обещание.

Вместе с русским Тмутараканским княжеством на Северном Кавказе возникла праматерь Кавказской епархии – русская Тмутараканская епархия, которая просуществовала около 100 лет.

Тмутараканская епархия сыграла большую роль в просвещении словом Божиим местных степных и городских племен.

Кроме того, на Таманском полуострове создается епископия с центром в городе Фанагория и строятся храмы. Таким образом, можно сделать вывод, что христианство на Босфоре в 6 веке стало государственной, официальной и личной религией.

Здесь же, на Таманской земле, пребывал святой преподобный Никон, игумен печорский. В 1060 году Никон поссорился с киевским князем Изяславом и бежал в Тмутаракань. «Прибыв на Таманский полуостров, пресвятой Никон, найдя чистое место у города, поселился там, безмолвствуя и неленностно служа Богу, прибавляя труды к трудам и удивляя народ строгою своей жизнью так, что слава о нем протекла повсюду, и приходили граждане и многие другие м и дивились, ибо они не были еще утверждены в вере и монашеской жизни даже не слышали, но поставленные Богом, они хотели последовать благонравию и молили пресвятого Никона постичь их».

Он же поучал их и соорудил там церковь Пресвятой Богородицы, и так, благодатью Божьей и молитвами пресвятого Никона, возросло то место и образовался там славный монастырь, во всем подобный Печерскому.

В Тмутараканском княжестве пресвятой Никон прожил около 15 лет (в Киев вернулся в 1074 году).

С постройкой церкви Пресвятой Богородицы начинает функционировать Тмутараканская епархия – первая русская епархия на Северном Кавказе, которая существовала около ста лет и сыграла огромную роль в распространении православия среди местных племен. В состав епархии вошли не только русские, но и завоеванные греки.

После завоевания Северного Кавказа половцами в конце 11 в. связь русской церкви с христианами этих земель не прекращалась. Во времена монгольского владычества, в середине 18 века, в орде возникла русская православная епархия, называлась она Сарайской. В ее состав входили все христиане, жившие во владениях орды, в том числе и на Северном Кавказе. В середине 14 века Папой Климентом 4, в городе Метрике (Тамани) была учреждена отдельная епархия в Зихе, но распространение католичества на Таманском полуострове не имело из – за «невежества» местного населения. С того времени Кавказ постоянно терял христианскую веру, здесь все больше утверждался ислам.

С принятием на Руси христианства и установлением более тесных церковных и политических отношений между древнерусскими государствами и Византией стали значительно более интенсивными и русско – византийские связи. Проникновение на Русь византийской образованности, восприятие здесь в 11- 13 веках элементов византийской цивилизации способствовало дальнейшему прогрессивному развитию русского феодального общества, отвечало внутренним потребностям, обогащало его культуру. Благодаря творческому восприятию на Руси византийской уже очень скоро византийские образы подвергались активной переработке, глубокому переосмыслению в соответствии с социальными условиями жизни и духовными запросами общества.

Принятие христианства Русью имело прогрессивное значение. Христианство способствовало развитию феодальных отношений в древнерусском обществе, освещая отношения господства – подчинение; сама церковь, кроме того, быстро превращалась в крупного землевладельца. Принятие христианства укрепило единство страны и центральную власть (единая вера – единое государство - один государь). С крещением Руси качественно изменилось ее международное положение - вчерашняя языческая держава на равных вошла в число европейских христианских государств.

Государственная реформа Владимира как бы высвободила постепенно накапливавшийся в древнерусском обществе потенциал – началось бурное, стремительное развитие страны, и это показывает, сколь современной была реформа.

Прибывшее духовенство не только служит в новых храмах, но и готовит «национальные кадры» для церкви, и, как следствие, распространяются знания и грамотность. Организуются школы, в которые собирают детей высшего сословия, молодых людей посылают за рубежи родной страны. Вводится летописание. Как всякое государство, киевская Русь начинает чеканить золотую монету.

Принятие православия временно осложнило отношения с Западом, особенно с папским престолом. Но самым важным последствием принятия христианства явилось, пожалуй, то, что оно послужило стимулом для ознакомления Руси с Византийской культурой.

«Мы знаем, как возвышенно, свято чувство патриотизма! Это чувство безграничной любви к Родине глубоко заложено в духовной природе славянина. Оно воспето и художественно отображено нашими писателями и поэтами – классиками в их бессмертных творениях».

Митрополит Николай (Ярушевич)

Я думаю, что настоящими патриотами и православными людьми можно назвать черноморских казаков.

Черноморцы – выходцы из заморских казаков - отличались особенной религиозностью и приверженностью к православной вере. Не случайно за ними исторически закрепилось красноречивое название – «рыцари православия». Истоки воинского подвига лежали в христианской любви к ближнему, к Отечеству.

Любовь к земле, на которой родился и вырос, к стране, которая я воспитала, к соотечественникам, разделяющим с тобой радости и горести, - чувство, органично вытекающее из человеколюбивой природы.

Подвиг служения Отечеству – это не только героизм на поле брани. Это неутомимая работа христианина над искоренением в себе греховных наклонностей и привычек, это противостояние злу во всех его видах и проявлениях, это повседневный, упорный, самоотверженный труд ради общего блага, участия в делах милосердия.

Веками защищая рубежи нашего Отечества от турок – мусульман и поляков – католиков, они знали цену веры своих предков, готовы были пожертвовать своей жизнью ради своего народа, свободы и убеждений.

Получив щедрый дар императрицы Екатерины II - остров Тамань и кубанские земли - они шли сюда защищать русские границы под знаменем своего древнего девиза « За веру, Отечество и народ».

К тому времени на Северном Кавказе о вере Христовой напоминали лишь развалины древних храмов и монастырей, сказания и некоторые обычаи местных народов. Оказавшись в вынужденной изоляции от основных христианских центров, население Северного Кавказа во многом утратило память о своей былой христианской славе. Роковую роль в этом сыграл и кровавый натиск ислама. По приходу турецких султанов войска крымских ханов огнем и мечом искореняли христианство, силой насаждая ислам среди коренных народов. Христианские храмы разрушались, священники и верные христиане подвергались гонениям.

Таким образом, казакам предстояло не только заселить новые земли, но и вернуть сюда свет Христианской веры!

Это было удивительное время казачьего первохристианства! Казаки впервые вступали на земли, по их представлениям, не освещенные светом веры Христовой, где не было ни одной церкви, ни одного священника. У них было только одно – упование на милость Божию.

Еще не было ни домов, ни крепостей, ни духовенства, но первой была заложена именно церковь. Войсковой судья Антон Головатый в 1793 году на Тамани начал строительство самой первой казачьей церкви. Этот храм, возведенный из камня, был посвящен самому главному празднику черноморцев – Покрову Божией Матери.

С церкви начиналось и строительство первых станиц. В Екатеринодаре первой была возведена походная войсковая церковь во имя Святой троицы, а в куренном селении

Старо – Щербиновском храм был построен из разобранного ханского дворца.

Почти никто из духовенства не хотел ехать на необитаемые земли, а казакам срочно требовались священники. Они не могли представить своей жизни без богослужения, таинств и исправления церковных треб. Тогда предводители черноморского казачества полевой атаман З. А. Чепега и войсковой судья А. А. Головатый решили растить духовенство из своей же казачьей среды.

Постепенно в Черноморье увеличилось казачье духовное сословие. В донесении черноморского правительства от 16 декабря 1797 года сообщалось о 23 построенных и строящихся церквях, при которых служили 25 священников и дьяков.

В 1843 году были учреждены Кавказская и Черноморская епархии. Первым архипастырем был Иеремия (Соловьев), вторым – Иоаникий (Образцов) и третьим – Игнатий (Брянчанинов). В 1867 году епархия была переименована в Кавказскую и Екатеринодарскую, а в 1886 году она стала называться Ставропольской и Екатеринодарской. В 1917 году образовалась Кубанская епархия.

 

В нашем крае много дорог, ведущих в Храмы. В любом, большом и малом, населенном пункте есть Церковь, с каждым годом появляется все больше прихожан, искренне верующих. О людях, ищущих поддержки в делах во имя Отечества у Создателя,

Ф. М. Достоевский писал:

«От сих кротких и жаждущих уединенной молитвы выйдет, может быть, еще раз спасение земли Русской. Образ Христа хранят пока в уединении своем, благолепен и неискажен, в чистоте и правде Божией».