Блокадный Ленинград

 

 

 

 

 

«Каждый, защищавший Ленинград, не просто горожанин, а солдат»

Урок памяти с использованием информационно-коммуникационных технологий

Мультимедийное обеспечение

Оформление: плакаты «Нормы выдачи хлеба», «Вот они — блокадные 125 граммов».

 

Вот они — блокадные 125 граммов

Такие объявления висели во всех булочных Ленинграда.

 

НОРМА ВЫДАЧИ ХЛЕБА

на Декабрь

Рабочие и ИТР

Служащие

Иждивенцы

Дети

2 5 0

1 2 5

1 2 5

1 2 5

 

Звучит первая часть «Седьмой симфонии» Д. Шостаковича. Появляются ведущие. На фоне мелодии первый ведущий на­ чинает говорить.

Первый ведущий. Ленинград! Один из красивей­ших городов мира. Произведения архитектуры, живописи, скульптуры, чудесные памятники, прекрасные сады, пар­ки и музеи — все это гордость нашей родины. Покорению и захвату этого города гитлеровское командование прида­вало исключительное значение.

 

Второй ведущий. Начальник генштаба германских сухопутных сил генерал Франц Гальдер 18 сентября запи­сал в своем дневнике: «На Ленинградском фронте, где у противника сосредоточены крупные людские и матери­альные силы и средства, положение будет напряженным до тех пор, пока не даст себя знать наш союзник — голод».

 

Третий ведущий. Гитлер рассчитывал захватить Ле­нинград к исходу третьей недели от начала войны. Немец­кое командование даже назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади. Офицерам и солдатам были розданы путеводители по Ленинграду и даже отпечатаны пригласительные билеты на торжественный банкет в гос­тинице «Астория».

Появляется чтец.

Чтец Враги хотят на месте Ленинграда

Оставить груды пыли и камней.

Об этом говорили их листовки —

Свидетельства бессилия врага.

Горели Пушкин, Невская, Дубровка,

Приневские дымилися луга.

И Ленинград пожары эти видел,

А враг, поживой жадною гоним,

Все наседал, смертельно ненавидя

Все русское, все, связанное с ним!

(А. Прокофьев. За Ленинград)

Первый ведущий. Но триумфального марша не по­лучилось. До 10 июля фашисты проходили до 26 километ­ров в сутки, во второй и третьей декадах уже только до 5 километров, а в августе — всего по 2. В секретной дирек­ тиве «О будущности города Петербурга», датированной 22 сентября 1941 года, было написано: «... Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты».

Второй ведущий. Москва и Ленинград обрекались на полное уничтожение — вместе с жителями. С этого и должно было начаться то, что Гитлер имел в виду: «Раз­громить русских как народ». То есть истребить, уничто­ жить как биологическое, географическое, историческое по­ нятие. Перед командованием Гитлер поставил задачу — штурмом овладеть городом, сравнять его с землей. Не уда­ лось.

Появляется чтец.

Чтец

Враг силой не мог нас осилить.

Нас голодом хочет он взять,

Отнять Ленинград у России,

В полон ленинградцев забрать. (Н. Тихонов. Киров с нами)

(Уходит.)

Третий ведущий. Для нас потеря Ленинграда во всех отношениях грозила бы серьезным осложнением стра­ тегической обстановки. В случае захвата города врагом и соединения здесь германских и финских войск нам при­ шлось бы создавать новый фронт, чтобы оборонять Моск­ ву с севера, кроме того, мы неизбежно потеряли бы мощ­ ный Балтийский флот. И фашистская армия рвалась к Ле­ нинграду и обрушила на него за время осады 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных и более 100 тысяч зажигательных бомб.

История человечества не знала такой самоотверженно­сти, такого беспримерного мужества, какие проявили в те дни воины и жители блокадного Ленинграда.

Звучат фрагменты второй части симфонии.

Чтец

Нет, не сдадим мы город русской славы

И от земли до неба оградим,

Своих садов и парков величавых,

Своих святынь врагам не отдадим!

Не отдадим бездушной злобной силе

Обычаи народа, свет его.

И преградим пути ей в глубь России,

К бессмертию народа моего.

Не отдадим грядущий день победы,

Сиянье солнца, отблески зари,

Не отдадим могил отцов и дедов,

Курганов, где лежат богатыри.

(А. Прокофьев. За Ленинград)

Первый ведущий. Мыс Осиповец. В густом лесу на побережье, усеянном валунами, четко выделяется высо­ кий маяк. В этом пустынном и не оборудованном причала­ ми месте 12 сентября 1941 года бросил якоря первый ка­ раван судов, доставлявших с Большой земли продоволь­ ствие для осажденного города. Так началась беспримерная в военной истории эпопея. Это начала действовать «Доро­ га жизни» — осенью и летом по воде, зимой — по льду.

Появляется чтец.

Чтец

Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле .

Страшней и радостней дороги.

(О. Берггольц)

(Уходит.)

Второй ведущий. Когда наступила первая блокад­ ная весна, гитлеровский генерал Кюхнер хвастливо заяв­ лял берлинским корреспондентам: «Единственный путь по льду Ладожского озера, при помощи которого Ленинград мог получать боеприпасы и продукты питания, сейчас, с наступлением весны, безвозвратно потерян. Отныне даже птица не сможет пролететь кольцо блокады, установлен­ ной нашими войсками».

 

 

 

Третий ведущий. Да, ладожские льды растаяли, но по озеру опять пошли в свои огненные рейсы баржи-са моходки, катера и рыбачьи шхуны. Шоферы, моряки и дорожники оказались сильнее врага, сильнее смерти.

Ленинградская школьница Майя Бубнова в те дни за­ писала в своем дневнике: «...У нас в Ленинграде все ге­ рои, но когда я вижу человека с Ладоги, мне хочется по­ клониться ему как доблестному среди доблестных». «Доро­ гу жизни» называли еще и «дорогой смерти», так как много людей и машин гибло под бомбами или проваливалось в образовавшиеся от взрывов полыньи. Но риск оправдывал себя: Ленинград жил.

Первый ведущий. Но тем не менее с каждым днем запасы продовольствия в городе таяли. Были сокращены его нормы. Хлеб стал практически единственной пищей ленинградцев. Муки в этом хлебе почти не было, его вы­ пекали из отрубей. Но несмотря ни на что, истощенный голодом, холодом, непрерывными бомбежками и обстре­ лами, город жил.

Самой страшной оказались зима и весна 1942 года, когда паек хлеба для питания детей и стариков сократили до 125 граммов.

«Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам», — писала поэтесса Ольга Берггольц, находясь в осажденном городе.

Люди умирали на улицах, незахороненные тела зано­ сило снегом. Жертвами блокады стали 800 тысяч ленинг­ радцев.

 

Второй ведущий. Литературовед Лидия Гинзбург, перенесшая блокаду, в «Записках блокадного человека» рас­ сказывала о быте той страшной поры: «Типичный блокад­ ный день начинался с того, что человек выходил на кух­ ню или темную лестницу, чтобы наколоть дневной запас щепок или мелких дров для времянки. Колоть приходилось ощупью, осторожно вгонять в полено косо поставленный топор, только потом ударяя. Очень слабы были руки. Паль­ цы скрючивались и замирали в какой-нибудь случайной позе».

Третий ведущий. 900 огненных, страшных, бло­ кадных дней и ночей. Лучше всех об этом могут рассказать и блокадники.

Врач Г. Самойлова вспоминает: «Съели всех кошек, всех собак, какие были. Умирали сначала мужчины, потому что мужчины мускулистые, у них мало жира. Люди превраща­лись в каких-то стариков. Элементарная, третья степень дистрофии — это не только скелет без мышц (даже сидеть человеку больно) — это пожираемый желудком мозг. Кого настигал голод, корчился и мучился так же, как тяжело­раненые».

Первый ведущий. Уже после окончания войны пе­дагог Леонид Роскин, выступая перед коллегами, вспо­минал о положении детей, оставшихся без родителей: «Дети лежали в постелях, истощенные, с широко откры­тыми глазами. Едва передвигались. Ужас от перенесенного застыл в глазах. Кожа лица, рук и тела была непроницаема от грязи. Вши ползали по исхудавшим тельцам. Многие дети не видели горячей пищи по 15—20 дней, даже кипятка».

Появляется чтец.

Чтец

В блокадных днях

Мы так и не узнали,

Меж юностью и детством

Где черта?..

(Уходит.)

Второй ведущий. И маленькие ленинградцы сра­жались с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева. Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания: «...Женя умерла 28 декабря, 3 часа дня, 1942 года... Если просто хочется есть, это не голод. Голод — это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце — все, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом уми­рает...» Савичевы умирали один за другим. Таня не сдава­лась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой и совсем легкой, но жила. С ней была мама, и она держалась. По­том... Страничка на букву «С»...

Появляется чтец.

Чтец

На страницу

Каменно

Легла:

Мама

13 мая

в 7.30 час . утра

1942 г.

Машинально Таня полистала

Свой н емногословный дневничок.

Все семейство Савичевых встало

Перед нею вновь наперечет.

И она, буквально по два слова,

Пишет, как она на крайней полосе:

Савичевы умер­ ли,

И снова: умер­ ли

И добавляет: все.

(С. Смирнов. Сердце и дневник)

Третий ведущий. Из дневника Юры Рябинина: «Те­ перь я мало забочусь о себе. Сплю одетый, слегка пропо­ласкиваю утром лицо, рук мылом не мою, не переодева­ юсь. Я живу в голоде, холоде, среди блох...»

Следующая запись: «Эх, как хочется спать, спать, есть... А что еще человеку надо? А будет человек сыт и здоров — ему захочется чего-нибудь еще... Месяц тому назад я меч­ тал о хлебе с маслом, с колбасой, а вот теперь уже об одном хлебе».

Первый ведущий. Еще одна запись: «Боюсь, что и дневник-то этот мне не придется закончить, чтобы на пос­ ледней странице поставить слово «конец». Уже кто-то дру­ гой допишет его словом «смерть»».

Второй ведущий. Так и случилось. Юра Рябинин навсегда остался в Ленинграде... Мать, оставшись перед выбором, кого спасать — сына или дочь, — выбрала дочь. У нее не хватило сил доставить на вокзал обоих.

Третий ведущий. Но не все выдержали испытание. Было разное, и мародерство, и спекуляция. Было и бес­чувствие, и черствость, воровали карточки, вырывали ку­сок хлеба, обирали умирающих. В блокадном Ленинграде родились и такие слова: «Умирать-то умирай — только карточки отдай!» Одну историю рассказала нам Мария Васильевна Машкова. Ей было поручено в 1941 году эва­куировать детей сотрудников Публичной библиотеки, од­нако дорогу перерезали, и вскоре ей пришлось вернуться с детьми в Ленинград.

«...В числе детей, с которыми я уезжала, был мальчик нашей сотрудницы — Игорь, очаровательный мальчик, красавец. Мать его очень нежно, со страшной любовью опекала. Еще в эвакуации она мне говорила: «Мария Васильевна, вы тоже давайте своим деткам козье молоко. Я Иго­рю беру козье молоко». А мои дети помещались даже в другом бараке, и я им старалась ничего не уделять, ни грамма сверх положенного. А потом этот Игорь потерял карточки. И вот уже в апреле месяце я иду как-то мимо Елисеевского магазина (тут уже стали на солнышко вы­ползать дистрофики) и вижу — сидит мальчик, страш­ный, отечный скелетик. «Игорь? Что с тобой?» — говорю. «Мария Васильевна, мама меня выгнала. Мама мне сказа­ла, что она мне больше ни куска хлеба не даст». — «Как же так? Не может этого быть!» Он был в тяжелом состоянии. Мы еле взобрались с ним на мой пятый этаж, я его еле втащила. Мои дети к этому времени уже ходили в детский сад и еще держались. Он был так страшен, так жалок! И все время говорил: «Я маму не осуждаю. Она поступает пра­вильно. Это я виноват, это я потерял свою карточку».— «Я тебя, — говорю, — устрою в школу» (которая должна была открыться). А мой сын шепчет: «Мама, дай ему то, что я принес из детского сада». Я накормила его и пошла с ним на улицу Чехова. Входим. В комнате страшная грязь. Лежит эта дистрофировавшаяся, всклокоченная женщина. Увидев сына, она сразу закричала: «Игорь, я тебе не дам ни куска хлеба. Уходи вон!» В комнате смрад, грязь, тем­нота. Я говорю: «Что вы делаете?! Ведь осталось всего ка­ких-нибудь три-четыре дня, — он пойдет в школу, попра­вится». — «Ничего! Вот вы стоите на ногах, а я не стою. Ничего ему не дам! Я лежу, я голодная...» Вот такое пре вращение из нежной матери в такого зверя! Но Игорь не ушел. Он остался у нее, а потом я узнала, что он умер.

Через несколько лет я встретила ее. Она была цвету­ щей, уже здоровой. Она увидела меня, бросилась ко мне, закричала: «Что я наделала!» Я ей сказала: «Ну что же те­перь говорить об этом!» — «Нет, я больше не могу! Все мысли о нем». Через некоторое время она покончила с собой».

Распад человеческой личности кончался трагически.

Амплитуда страстей человеческих в блокаду возросла чрезвычайно — от самых тягостных до наивыс­ ших проявлений сознания, любви, преданности.

Сплошь и рядом, когда мы допытывались, как выжи­ ли, каким образом, каким способом, что помогало, то оказывалось — семья сплотилась, помогала друг другу, сумели создать в учреждении, на предприятии коллектив, кто-то требовал, заставлял подчиняться дисциплине, не позволял опускаться. Мать Марины Ткачевой заставляла детей всю блокаду чистить зубы. Не было зубного по­ рошка — чистили древесным углем. Много значило для этой семьи то, что не был съеден кот. Спасли кота. Страшный он стал, весь обгорелый, оттого что терся боками о раска­ ленную «буржуйку». Но не съели. И это — по чисто детс­ кой, сохранившейся от тех лет гордости — первое, что сообщила в своем рассказе Марина Александровна Ткаче­ва. И такое тоже поддерживало, поднимало самоуважение людей. Из самых разных историй и случаев убеждаешься, что для большинства ленинградцев существовали не спо­ собы выжить, а скорее способы жить.

Первый ведущий. Бывшая трамвайщица Варвара Васильевна Семенова вспоминает: «Помню, привезли ре­ бят-близнецов в стационар... Вот родители прислали им маленькую передачу: три печеньица и три конфетки. Со­ нечка и Сереженька — так звали этих ребятишек. Мальчик себе и ей дал по печенью, потом печенье поделили попо­ лам. Остаются крошки, он отдает крошки сестричке. А се­ стричка бросает ему такую фразу: «Сереженька, мужчи­ нам тяжело переносить войну, эти крошки съешь ты». Им было по три года.

•  Три года?!

•  Они едва говорили, да, три года, такие крошки!»

Второй ведущий. Как ни странно, в осажденном Ленинграде многие вели дневники и сочиняли стихи. По мнению авторов «Блокадной книги», десять процентов, переживших блокаду, писали стихи. Чем объяснить та­ кой феномен? Быть может, тем, что у блокадного Ле­ нинграда была своя муза Сострадания и Надежды, и она разговаривала с блокадниками стихами О. Берггольц и музыкой Д. Шостаковича. «"Седьмую симфонию" Шос­ такович писал в Ленинграде и в один из сентябрьских дней рассказывал нам об этом по радио», — вспоминает О. Берггольц.

Ленинградцы не выключали радио ни днем, ни ночью. Из-за недостатка электроэнергии оно не говорило, а шеп­ тало. Но даже если только стучал метроном — и то было легче. Это означало, что город жив, что его сердце бьется.

Приглушенно звучит фрагмент 3-й части «Седьмой симфо­ нии» Д. Шостаковича. Появляется чтец.

Чтец (на фоне музыки)

Пока ты улыбаешься стихам,

Пока на память Пушкина читаешь,

Пока ты помогаешь старикам

И женщинам дорогу уступаешь,

Пока ребенку руку подаешь

И через лед заботливо ведешь

Старательными мелкими шажками,

Пока ты веру бережешь, как знамя,

Ты не погибнешь, ты не упадешь!

Да, Ленинград остыл и обезлюдел,

И высятся пустые этажи,

Но мы умеем жить, хотим и будем,

Мы отстояли это право — жить.

(3. Шитова. Блокада)

Третий ведущий. Ленинградцы выдержали суровое испытание — 900 долгих блокадных дней. Враги не сломи­ ли их мужества, не поколебали их веру в победу. Только в середине января 1944 года загудело небо над.Ленинградом. И жители впервые не испугались этого гула. Они знали, что по позициям врага бьют тяжелые орудия Балтийского флота.

Ленинград с радостью узнавал:

— 15 января освобожден ближний пригород — Крас­ное село;

•  20 января освобожден знаменитый Петергоф;

•  21 января фашисты начали отходить от Ленинграда по всей линии фронта. Последний вражеский снаряд разорвался в Ленинграде на рассвете 22 января 1944 года.

Звучит 4-я часть «Седьмой симфонии».

Первый ведущий. Январь 1944 года. Великая, свя­щенная для всех ленинградцев дата. Город-воин, город-герой развернул свои могучие плечи, поднялся во весь рост и прорвал цепи фашистской блокады.

27 сентября 1944 года над Невой прогремел празднич­ный салют. Город-герой выстоял и победил.

Список литературы

Адамович О., Гранин Д. Блокадная книга. М., 1983.

Баландин Р.К. 100 великих гениев. М., 2004.

Берггольц О. Дневные звезды. Говорит Ленинград. М., 1990.

Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне: В 12 т. М., 1989.

Как была крещена Русь. 2-е изд. М., 1989.

Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М., 1983.

Славный год войны народной / О. Пархаев. М., 1990.

Тюрин Ю.П. Воспитание историей. М., 1987.

Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе. М., 1997.