"ОТЦЫ И ДЕТИ" В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
(диспут для старшеклассников и родителей)
Цели: нравственно-правовое просвещение, помочь родителям и детям ближе понять друг друга посредством диспута.
Участники: учащиеся старших классов и родители.
План
Вступительное слово ведущего;
Тренинг "Семейные трудности";
Обсуждение вопросов диспута;
Совместная выработка "свода основных правил семьи";
Рефлексия.
Ход диспута
1. Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы с Вами собрались поговорить и поспорить по проблеме, ответ на которую давно не может найти человечество, это проблема "отцов" и "детей". Я не зря сказала, что это проблема человечества, но все-таки в чем она заключается, а может, она сегодня уже не актуальна? Разрешим ли конфликт между отцами и детьми? Отчего возникают конфликты? Давайте подумаем и поразмышляем над этими вопросами.
2. Тренинг "Семейные трудности".
Участники диспута объединяются по парам (родитель-родитель, учащийся, учащийся).
Ведущий: В течение 5 минут вы должны перечислить основные затруднения, с которыми сталкиваются родители и дети. В число этих затруднений вы можете включать все, что, на ваш взгляд, мешает нормальной семейной жизни. Перечень семейных затруднений записываете в столбик. Справа нужно оставить немного места для того, чтобы рядом с каждым "затруднением" можно было поставить балл от 1 до 10, по степени значимости, по вашему мнению
На втором этапе, после озвучивания проблем, составляется общая шкала затрднений, на ватмане записываются только те проблемы, которые получили большее количество баллов.
3. Ведущий: В результате этого упражнения, мы очертили круг проблем, из-за которых нарушается мир в нашей семье.
как вы думаете, как решать эти проблемы?
Можно решить проблему поколений?
Какие вопросы сложно решать детям и родителям?
По каким вопросам между старшим и младшим поколением разные точки зрения?
Какова роль семьи в развитии ребенка?
Ведущий: Давайте разыграем ситуацию. Мы поделимся на две группы: родители, дети.
Первая группа (дети) – сторонники семейного образа жизни. Их задача – убедить своего партнера в том, что без семьи человек не может быть счастливым, здоровым. Он не сможет нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности, такие люди чаще болеют, совершают преступления и т.д. Но чтобы убедить, нужны не только слова, но и серьезные доводы, и аргументы, в том числе на примере своей семьи.
Вторая группа (родители) – сторонники одинокого образа жизни. Их задача, отвечая на все доводы и аргументы сторонников семейной жизни, отстоять свою точку зрения. Им также нужны определенные доводы, чтобы их могли выслушать и согласиться, если эти аргументы будут убедительные. Время выполнения 10-15 мин., затем участники меняются ролями.
После этого обсуждаются те аргументы, которые приводились за семью и против, ведущий записывает их на листе ватмана под заголовками "за" и "против". На основе записей подводится вывод о необходимости семьи и об огромной роли семьи в современном обществе.
4. Ведущий: В конце нашей встречи давайте выработаем основной "Свод законов отцов и детей". Какие это могут быть правила? Участники предлагают и обсуждают правила, ведущий записывает их на листе ватмана). Я надеюсь, что принятые правила будут приняты в каждой семье.
5. Рефлексия:
Что нового я сегодня узнал?
Чем мне помог сегодняшний разговор?
Что мне понравилось, а что нет?