«Человек и время феодальной раздробленности на Руси»

 

 

 

 

 

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

«Человек и время феодальной раздробленности на Руси»

Цели и задача урока:

показать на материале «Слова о полку Игореве» и оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» общечеловеческую значимость идеи единства народа., обратить внимание на пагубность смут и раздоров и подчеркнуть важность покаяния за отступничество от общего дела;

... актуализировать знания школьников произведения древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве», познакомить их с его интерпретацией в опере А.П.Бородина «Князь Игорь», подчеркнуть гуманистическую ценность образов в этих, произведениях;

— способствовать пониманию учащийся неоднозначности оценки исторической
личности.

Оборудование урока:

— историческая карта «Древнерусское государство», тексты «Слова о полку
Игореве», раздаточный материал, видеофильм: «Опера Бородина "Князь Игорь"»,

План урока:

•  Вступительное слово. Постановка проблемы.

•  Переводы «Слова о полку Игореве».

•  Характеристика эпохи.

•  Образ князя Игоря. Осуждение древнерусским автором его единоличных действий.

•  «Золотое слово» Святослава ....... горячий патриотический призыв к единению «за

землю русскую!».

•  Осуждение князей, сеющих раздор- и смуту. Образ князя Владимира Галицкого.

•  Ярославна. — заступница за русскую землю,

•  Современность «Слова».

Учитель истории. Восемь веков прошло со времени создания «Слова, о полку Игоре­ ве» — великого памятника древнерусской литературы. Но и сегодня не ослабевает интерес к его подлинному тексту, к его многочисленным переводам, научным толкованиям и воплощениям в искусстве. Среди них особое место занимает опера Бородина «Князь Игорь» — произведение всемирно известное, любимое, основательно изученное, но попрежнему загадочное.

Со времени публикации «Слова» в 1800 г. споры вокруг Него не прекращаются: действительно ли «Слово» — памятник XII в. или более позднего времени или это талантливая литературная подделка'? Мы будем придерживаться традиционной точки зрения, согласно которой «Слово» создано в XII в.

А.П.Бородин не сомневался в подлинности произведения и в 1869 г. загорелся мыслью написать оперу на его сюжет. Композитор проделал огромную работу, изучив историческую литературу, древние рукописи и все имевшиеся в ту пору переводы «Слова». Работая над либретто оперы, композитор создал свой вариант текста,

Попробуем провести стилистическое сравнение переводов «Слова» (работа с текстом перевода «Плач Ярославны»).


Перевод Н.Грамматина (1823)

... Ярославна рано плачет, жалко аркучи: Ветре, ветре, ты чему насильно теши?

Чемъ мычешь, господине, стрелки ханские.

Мычешь крыльцами своими тиховейными

На любезных мне и милых воев Игоря?

Перевод Д.Минаева (1846)

«... Я касаткой по Дунаю В свою отчину слетаю!

А назад как полечу.

Так рукав бобровой шубы

Я в Каяле омочу.

Раны Игоря святые,

За отчизну добытые,

Я водою залечу».

Ярославна поет в тишине и идет,

Все идет по стене.

Перевод А.Майкова (1869)

... Там она в Путивле, раным-рано
На стене стоит и причитает:
«Ветр-ветрило, что на легких крыльях
Носишь стрелы в храбрых воев лады!»

Перевод А.Бородина

Ох ты, ветер буйный,

Что ты в поле веешь?

Стрелы вражьи ты навеял

На дружины князя.

Попытайтесь объяснить, в чем заключаются достоинства текста Бородина по сравнению с другими переводами.

В ходе обсуждения учащиеся отмечают, что текст Бородина .выгодно отличается от других вариантов перевода тем, что он, не утратив древнерусского колорита, приобрел современное звучание, а потому лучше воспринимался слушателями.

Далее учитель музыки обратил внимание еще на одну важную особенность творческой лаборатории композитора. По мнению многих исследователей, «Слово» в свое время -не читалось, а пелось, декламировалось нараспев. А.П.Бородин создавал текст, который органично ложился на музыку. При написании оперы он использовал интонации древнерусского знаменного распева и исторический колорит песенного творчества хора поселян с. Давыдове Владимирской области. Это можно почувствовать в сцене пролога оперы (демонстрируются фрагменты видеофильма).

После просмотра видеофильма учащимся предлагается ответить на вопрос: как в музыке выражены чувства, настроения героя оперы и народа перед походом?

Суммируя высказывания школьников, учитель подчеркивает особую торжественность хора «Слава», который передает эмоциональный подъем участников


похода и их восторженное отношение к князю. Тревожные, мрачные тона характеризуют смятение, охватившее ратников, в сцене затмения, но вдохновенный монолог Игоря «Идем за правое мы дело» вернул им уверенность.

Учитель истории. А теперь обратимся к тем событиям, которые нашли отражение в бессмертном «Слове».

Какую характеристику мы могли бы дать внутриполитической ситуации на Руси в XII в.? (Процесс дробления достиг наивысшей сипы, князья враждуют между собой, оспаривая друг у друга владения во имя эгоистических интересов; падает значение Киева как центра земли.)

Чем еще осложнялось положение Руси? (Половецкая опасность, раздоры князей создавали удобные проходы половецким вторжениям; русские князья нередко привлекали половцев в междоусобных конфликтах.)

Можем ли мы считать имя князя Игоря Святославича широко известным на Руси? (Игорь Святославич известен славой поражения, а не военными победами.)

У исследователей «Слова» и его эпохи нет единого мнения о личности Игоря и о мотивах его выступления против половцев,.

По мнению ряда историков, Игорь — личность весьма заурядная. Объединившись с Кончаком, он пытался захватить Киев, не принял участия в походе объединенного войска во главе с великим князем Святославом против кочевников в 1184 г. Решив воспользоваться благоприятной ситуацией, пошел в 1185 г. на своего бывшего союзника Кончака.

Другие считают, что Игорь стремился пробиться к черниговской Тмутаракани (Тамань), отгороженной половцами от Руси, что характеризует его как дальновидного деятеля.

Согласно еще одной версии, Игорь предпринял поход, чтобы помочь единоверцам Византии, где в начале И 85 г. вспыхнуло восстание язычников. Император опасался поддержки восставших со стороны половцев. Игорь хотел отвлечь половцев на себя, что свидетельствует о его бескорыстии и благородстве.

Учитель музыки. Кашей предстает князь Игорь в опере? Мы уже встречались с этим героем в начале спектакля, в прологе. Но наибольший драматизм этот образ приобретает во втором акте. Игорь находится в плену хана Кончака, который стремится заключить с русским князем союз, предлагает подарки, дружбу. Оставшись в одиночестве, князь размышляет. Его помыслы и чувства с особой эмоциональной силой выражены в знаменитой известной арии, которая начинается словами: «Ни сна, ни отдыха измученной душе. Мне ночь не шлет отрады и забвенья, все прошлое я вновь переживаю один в тиши ночей».

Вслушиваясь в слова и музыку арии, определите:

— кагате чувства и настроения владеют князем;

— какой отзвук они вызывают в Вашей душе;
... как переживания князя выражены в музыке?

Учащиеся, сопереживающие герою, отмечают благородство _ его помыслов, чувства скорби и отчаяния и, наконец, страстное стремление к свободе, чтобы спасти Русь от врагов. Слушатели не могли не обратить внимания на красочно разработанную лирическую тему Ярославны. Общее мнение: герой оперы Бородина благородный, красивой души человек, искренне раскаивающийся в своих действиях, принесших несчастье своим близким и родной земле.

Учитель истории. Смятение в душе князя Игоря, его раздумья о своей жизни передает Ипатьевская летопись: «Сказал Игорь: "Не достойно я. жил и в этом сейчас вижу отмщенье. Где ныне возлюбленный мой брат? Где ныне брата, моего сын? Где чадо рождения моего? Где бояре думающие, где мужи храброборствующие, где ряд ножовый, где кони и дружина многоценная? Это воздал Господь по беззаконию моему и по злобе моей, на меня снизошли сегодня горести, на главу мою. Истинен Господь в правосудии"».


Как видим, согласно летописи, так же как в опере Бородина, князь осознал пагубность своих действии. Но в популярной литературе возрастает стремление к идеализации Игоря, превращению его в активного сторонника общерусского единства

В какой же мере эти мнения соответствуют образу князя, созданному автором «Слова»?

Работа с раздаточным материалом (извлечения из «Слова») позволяет ответить на следующие вопросы:

•  как автор «Слова» раскрывает цели похода;

•  что говорится в «Слове» об Игоре как полководце;

•  какие черты характера Игоря подчеркивает автор;

... как оценивает автор действия князя Игоря в контексте конкретной исторической

ситуация конца XII в.?

В ходе обсуждения вырисовывается образ князя как 'человека храброго, любящего свою землю, но недальновидного деятеля и неудачливого полководца. Автор относится к нему с сочувствием, но осуждает его поступок.

Наиболее отчетливо политическая программа автора выражена в «Золотом слове»
Святослава. Наша задача .... проанализировать эту часть произведения и выяснить:

•  как понимается автором «Слова» единство Русской земли; — как автор обращается к Игорю и Всеволоду;

•  в чем упрекает Святослав Игоря и Всеволода;

— как представляет- себе автор взаимоотношения великого князя и множества
суверенных князей,

•  на какую главную помеху в деле зашиты Руси указывает автор;

•  каков смысл призывов Святослава к русским князь ям;

•  какова общая идея исторических экскурсов автора?

В процессе обсуждения школьники подводятся к выводу, что сквозная мысль «Сло­ва» осуждение князей, сеющих смуты и раздоры.

Учитель музыки. Эту линию в опере олицетворяет Владимир Галицкий. По либретто — он брат Ярославны. Первая встреча с этим героем была у нас в прологе. Но самой яркой характеристикой Галицкого является его песня из первой картины, в сцене княжеского пира. (После ее прослушивания учащиеся отмечают коварство и вероломство, наглость и цинизм, безнравственность князя.)

Галицкий .... полная противоположность князя Игоря. Композитор использовал

известный театральный прием противопоставления,

который подчеркивает достоинства главного героя. Но этот персонаж имеет и

самостоятельное значение, так как характеризует нравы, свойственные княжеской среде.

Следуя за автором «Слова», А.П.Бородин стремился музыкальным! и театральными средствами провести его пивную идею, о которой уже шла речь.

В редакции оперы Н.А.Римского-Кореакова и А.Н.Глазунова, осуществленной после смерти А.Бородина (опера не была закончена композитором), отсутствует один очень важный монолог князя Игоря, который построен на знаменитом «Золотом слове» Святослава. Этот монолог введен в современную постановку оперы в Большом театре.

Ярослава все внуки и Всеслава!

Склоните стяги свои...

Вы ведь своими крамолами

Начат наводить поганых на землю Русскую,

На богатства Всеслава.

Из-за усобицы ведь настало насилие

От земли Половецкой!

Учитель истории. Композиционно к «Золотому слову» непосредственно примыкает знаменитый плач Ярославны.


Плач Ярославны — маленькое поэтическое чудо. Образ княгини, о жизни которой мы почти ничего не знаем, завораживает многие поколения читателей и выдающихся

мастеров слова. В.Брюсов писал: «Или русских женщин лики все в тебе слиты? Ты - ..............

Наташа, ты — и Лиза, и Татьяна — ты!» Поэт и философ В.Соловьев сравнивал Ярославну с Андромахой:

«Пускай Пергам давно во прахе, пусть мирно дремлет Тихий Дон, все тот же ропот Андромахи, и над Путивлем тот же стон».

Почему очарование Ярославны не исчезает долгие века? Талантливый неизвестный автор позволит высказаться женщине — существу греховному, с точит зрения Церкви, впервые в русской литературе восславил красоту земного чувства. Есть и еще одна особенность, заставляющая современного читателя воспринимать плач Ярославны как неустаревающую пророческую часть «Слова». Это стихийное неприятие войны, жучащее в причитаниях княгини! Сегодня для нас очевидно,

что война ..... это зло, и стремление к миру, недостижимому в масштабах планеты, но

желанному, вошло в плоть и кровь европейца XX столетия. Но так было не всегда. В средние века доблесть мужчины определялась его военными успехами, мощь страны — числом одержанных побед.

В тексте «Слова» мы не найдем прямых высказываний против войны, наоборот, постоянно слышится призыв к князьям дружно выступить против половцев. Но перечитывая плач Ярославны, мы видим: горе затмило для нее весь свет. А виной тому — война. Она принес­ла ей страдание. Таким образом, в этом древнем произведении мы вправе видеть открытый антивоенный смысл.

Учитель музыки. Опера Бородина тоже полна явной и скрытой динамики и конфлик­ тности, которая разрешается в конде спектакля торжественным апофеозом возвращения князя Игоря. Но такой финал нам предложил А.Н.Глазунов. Замысел А.П.Бородина, как показывает изучение его архива, иной:

•  тихое возвращение князя, он удаляется в терем и больше не появляется;

•  народ тихо радуется (именно тихо!), а затем со словами: «Ну, пора и по домам. Господь помог» расходится;

----- оркестровая звучность слабеет, звук доносится едва слышно и исчезает, все будто покрывается дымкой.

Нет привычных акцентов, история стала как бы легендой, притчей. Невольно возникает вопрос: что принес поход князя Игоря Руси?

Потери, горе, несчастье, вскрылись самые тяжелые раны государственного устройства — раздробленность, разобщенность, но мы ведь чувствуем, что это повторяется и в наши дни. Таков один из законов творчества: художественный текст (поэтический, музыкальный) зачастую оказывается прозорливее своего создателя.

Такая редакция оперы осуществлена, недавно на сцене Большого театра Б.Покровским и Е.Левашовым. Она созвучна современным умонастроениям и самое главное — в большой мере отвечает замыслу композитора.