Республиканец на словах и самодержец на деле

 

 

 

 

 

Республиканец на словах и самодержец на деле

(А. И. Тургенев)

Урок - игровое расследование («Независимое расследование»)

Средства обучения: иллюстрации (портреты Павла 1, Александра Павловича, Лагарпа, участников заговора 11-12 марта 1801 г., изображения Михайловского замка и др.).

Опережающее задание

Прочитать соответствующий материал в учебниках и дополнительной литературе, подобрать цитаты из высказываний об Александре 1.

Литература для учителя

Заичкин И.А., Почкаев КН. Русская история от Екатерины Великой до

Александра 2., М., 1994.

Троицкий НА. Александр 1 и Наполеон. М., 1994

Литература для учащихся

Алданов М.А. Заговор. М., 1994.

История России в лицах. V - XX вв.: Биографический словарь. М., 1997.

История России в портретах: В 2 т., Смоленск, Брянск, 1996.

Российские самодержцы. 1801-1917. М., 1993.

История Отечества: Справочник школьника. М., 1996.

Мережковский Д. С. Александр 1., М., 1991.

Энциклопедия для детей. Т.5. История России. 4.2. От дворцовых переворотов до

эпохи великих реформ. М., 1997.

План

1. Подготовка деловой игры.

2. Установление фактических обстоятельств дела. Обсуждение событий.
Выдвижение версий.

•  Вынесение решения.

•  Подведение итогов урока.

1. Подготовка деловой игры

Из состава класса заранее выделяются ведущий и ассистенты (по 2-3 человека). Ведущий готовит сообщение о факте преступления и вопросы свидетелям. Ассистенты фиксируют отвечающих и качество их ответов. Остальные ученики выступают в качестве свидетелей. Накануне учитель проверяет степень готовности к уроку ведущего. В качестве ведущего может выступать и сам учитель.

2. Установление фактических обстоятельств дела. Обсуждение событий.

Выдвижение версий

Ведущий: В ночь с 11 на 12 марта
1801 г. скончался Павел 1. Было
объявлено, что император умер
от «апоплексического удара»
(инсульта). Но нам стало
известно, что это было убийство.
Известны нам и участники
заговора; во главе него стояли
лица, которым Павел вполне
доверял: вице-канцлер

Н.П.Панин и петербургский
генерал-губернатор граф

П.А.Пален. В число

заговорщиков входили также
генерал-лейтенант барон

Л.Л.Беннигсен, бывший фаворит
Екатерины 2 Платон Зубов с
братьями Валерианом и

Николаем, командиры

гвардейских полков

П.А.Талызин, Л.И.

Депрерадовскич, Ф.П.Уваров и
др. Финансовую помощь
заговорщикам оказывал

английский посол в Петербурге лорд Ч. Уитворт.

Преступление было совершено следующим образом. Около полуночи две группы заговорщиков - одна во главе с Паленом, другая во главе с Беннигсеном, - вошли в Михайловский замок с разных сторон. Разбуженный шумом Павел спрятался за ширмой в своей спальне, но его быстро нашли и потребовали подписать акт об отречении. Император не соглашался. Во время возникшего спора Павел оттолкнул Платона Зубова, после чего Николай Зубов ударил Павла золотой табакеркой в висок. Затем все бросились на него, повалили на пол, стали бить, топтать, проломили ему голову эфесом шпаги и наконец задушили шарфом.

Нам предстоит выяснить мотивы преступления, состав виновных, определить, какие последствия имел переворот для России, и сформулировать проект решения по этому делу.

Почему заговорщики пошли на преступление?

Первый свидетель: Участники заговора были деятелями екатерининского времени. Их не удовлетворяла политика Павла 1.

Ведущий: В чем состояла эта политика? Какие стороны жизни общества и государства были ею затронуты? Почему деятельность Павла 1 вызывала недовольство?

Первый свидетель: С восшествием на трон Павел 1 развил бурную деятельность. За время своего царствования он издал 2179 законодательных актов, или ежемесячно по 42, тогда как Екатерина 2 издавала в месяц в среднем по 12 актов. Павел стремился наверстать упущенное. И хотя часть указов носила характер месячной регламентации, многие из них затронули существовавшие в это время устои, касающиеся в том числе дворянства. В правление Екатерины 2 дворяне получили исключительное право владеть землей и крепостными, были освобождены от обязательной службы, им было даровано самоуправление. Павел же в своей реформаторской деятельности начал наступать на права дворянства. Он устроил смотр полкам гвардии и уволил всех неявившихся, которыми оказались младенцы и недоросли, записанные в полк с рождения. 5 апреля 1797 г. был издан указ о трехдневной барщине, что должно было означать смягчение крепостного гнета. Но помещики не стремились исполнять этот указ. Особенно восстановил «благородное сословие» против Павла его указ от 3 января 1797 г. о введении телесных наказаний для дворян.

Второй свидетель: Не всем пришлась по душе и военная реформа Павла, вводившая прусские порядки в армию. Уже в конце ноября 1796г. он обнародовал новые уставы, в соответствии с которыми солдаты одевались прусские мундиры, в армии начали практиковать муштру и палочную дисциплину. Солдат по этим уставам готовили, скорее, не к войне, а к парадам. Многие из известных

полководцев того времени высказались против этой реформы. Например, А.В. Суворов говорил: «Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять». Недовольство со стороны дворянства вызвало ответную реакцию Павла. Начались репрессии. «Дворянин в России лишь тот, - сказал однажды Павел, - с кем я говорю и пока я с ним говорю».

Третий свидетель: Во внешней политике Павел фактически продолжил линию Екатерины II на борьбу с революционной Францией. Осенью 1798 г. Россия начала военные действия в составе 2-й антифранцузской коалиции. Однако отношения между участниками коалиции ухудшались в начале 1800г. Последовал разрыв с Австрией и Англией. Началось сближение с Францией. Прекращение торговли с Англией нанесло большой материальный ущерб той части русского дворянства, которая вывозила на экспорт производимую в их имениях продукцию. Мало того, по соглашению с Наполеоном Павел в начале января 1801г. отправил атаману войска Донского приказ выступить на завоевание Индии. Через месяц отряд казаков отправился в поход, не имея обоза, припасов и какого-либо продуманного плана.

Ведущий: Мы выяснили, что причины заговора кроются в антидворянской политике Павла I . Мы определили состав заговорщиков. Но в тени осталось еще одно лицо, причастное к заговору. Назовите его.

Первый свидетель: Человеком, причастным к заговору, был сын Павла I Александр, будущий российский император Александр I .

Ведущий: Какова степень участия Александра Павловича в заговоре? Есть версия, что Александр вообще не знал о заговоре. Имеет ли она основания? Если Александр знал о заговоре, то предполагал ли он, что его отец будет убит?

Первый свидетель: Александр Павлович знал о заговоре. Он вел переговоры с заговорщиками. Пален дал ему клятвенное обещание не покушаться на жизнь Павла. По мнению Александра, его отец должен был отречься от престола, получить в свое распоряжение Михайловский замок и жить там как частное лицо. По-видимому, Александр предполагал, что его отец убит. Но так как известие о смерти Павла оказалось для Александра, по свидетельству очевидцев, ужасным потрясением, можно предположить, что Александр внушил себе веру в точную реализацию своего плана. По выражению К.Валишевского, он «создал себе иллюзию и обманул даже собственную совесть».

Ведущий: Почему Александр оказался в стане заговорщиков?

Первый свидетель: Павел не доверял сыну. После воцарения он назначил Александра петербургским генерал-губернатором и шефом Семеновского гвардейского полка, но не допускал сына к государственным делам.

Ведущий: Чем объясняется такое отношение Павла 1 к Александру?

Первый свидетель: Причины недоверия Павла к Александру кроются в отношении к ним обоим Екатерины 2. Императрица не любила своего сына Павла, и он отвечал ей тем же. Павел был отстранен от государственных дел и жил в Гатчине, где сложился свой мир с плацпарадами, прусской муштрой и всеобщей регламентацией. В глазах Павла Екатерина 2 была убийцей его отца и узурпаторшей трона. В 1793 г. Екатерина 2 женила 15-летнего Александра на 14-летней Баден-Баденской принцессе Луизе (Елизавете Алексеевне). Этот брак не был счастливым. Две их дочери умерли во младенчестве Больше общих детей у них не было. Женитьба Александра активизировала деятельность Екатерины 2 по реализации ее давнего замысла - передачи трона внуку через голову Павла. Екатерина 2 решила воспользоваться указом о престолонаследии Петра 1, в соответствии с которым монарх должен был сам назначать преемника. В 1794 г. она уведомила о своем намерении Сенат, а в сентябре 1796 г., когда здоровье императрицы пошатнулось, передала свои планы внуку. Александр не спешил давать согласие на занятие трона, но Екатерина готовилась опубликовать соответствующий манифест. Сделать этого она не успела. 6 ноября 1796 г. Екатерина 2 скончалась, и на престол вступил Павел 1.

Ведущий: После смерти Павла 1 Александр становится императором. Таким образом, успешная реализация заговора открывала ему дорогу к трону. Этот фактор и осведомленность Александра о готовящемся заговоре делают его соучастником преступления. В связи с этим нам необходимо узнать информацию о личности Александра как подозреваемого в соучастии в преступлении. Что повлияло на формирование характера Александра?

Первый свидетель: Александр родился 12 декабря 1777 г. Екатерина радовалась появлению внука, пожалуй, даже больше, чем его родители. Она сама выбрала ему имя в честь Александра Невского - покровителя Санкт-Петербурга. Екатерина 2 сама занялась воспитанием внука. Она подбирала и учителей, одним из которых стал швейцарский дворянин Фредерик Цезарь Лагарп. Он был приверженцем республиканских взглядов и начал внушать своему питомцу идеи свободы и равенства. Когда в 1789 г. во Франции началась революция, Лагарп стал обсуждать с Александром происходившие события, что, конечно, не нравилось другим учителям Александра -Н.И.Салтыкову, А.Я.Протасову, М.Н.Муравьеву и другим, они начали вести интриги против Лагарпа. Его обвинили в связях с генералом Французской Республики Амадеем Франсуа Лагарпом (двоюродным братом), и в 1795 г. Екатерина 2 уволила его со службы. Тем не менее либеральные взгляды Лагарпа оставили глубокий след в душе Александра. «Я вам обязан тем немногим, что я знаю», - признался он несколько лет спустя своему учителю.

Второй свидетель: С юных лет Александру приходилось лавировать между отцом и бабкой, не любившими друг друга. В этих обстоятельствах формируются такие черты характера Александра, как двуличие, лицемерие, лукавство. Он научился приспосабливаться к людям и обстоятельствам и использовать их в своих интересах. «То в Царском Селе и Петербурге - в шитом кафтане, в шелковых чулках и башмаках с бантами ... то в Гатчине и Павловске - в солдатском мундире, в ботфортах, в жестких перчатках, с

ружьем, со строгой военной выправкой ...юноша рано и скоро выучился являться с равным приличием и ловкостью в обеих масках», - говорил барон М.А.Корф. Ему вторит историк В.О.Ключевский: «Принужденный говорить, что нравилось другим, он привык скрывать, что думал сам. Скрытность из необходимости превратилась в потребность».

Ведущий: Приведите высказывания современников о характере Александра 1.

Свидетели представляют домашние заготовки.

Высказывания об Александре 1

«Он все делает наполовину». (М.М.Сперанский)

«Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца». (А.И.Герцен)

Умел покорять себе умы и проникать в души других, утаивая собственные ощущения и помыслы». (М. А. Корф)

«В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена, как пена морская». (Шведский дипломат Лагербилъке)

«Из некоторых его поступков виден дух неограниченного самовластия, мщения, злопамятности, недоверчивости, непостоянства и обманов». (П. А. Тучков)

«Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление,. но кроме форм и внешности он ничего не хотел и ничуть не был расположен терпеть, чтобы они обратились в действительность». (А. Чарторыйский)

Властитель слабый и лукавый,

Плешивый щеголь, враг труда, Нечаянно пригретый славой,

Над нами царствовал тогда.

(А. С. Пушкин)

Ведущий: Вернемся к событиям, происходившим до и сразу после осуществления

заговора. Знал ли Павел 1 о готовящемся против него заговоре? Почему временем

покушения была избрана ночь с 11 на 12 марта 801г.?

Первый свидетель: 9 марта 1801г. Павел 1 заявил Палену, что знает о заговоре: «Хотят повторить 1762г.», - сказал он. На это Пален ответил, что сам состоит в числе заговорщиков, и объяснил, что специально вошел в преступную группу с целью сорвать заговор изнутри. Павел успокоился, но Палену стало ясно, что судьба заговора и самих заговорщиков висит на волоске. Он стал уговаривать Александра назначить выступление на 10 марта. Тот не согласился и предложил перенести переворот на 11 марта, так как именно в этот день караул в Михайловском замке должен был нести гвардейский Семеновский полк, шефом которого был Александр. Многие офицеры полка участвовали в заговоре. Утром 11 марта на разводе караулов Александр был рассеян, чем вызвал гнев Павла. «Вашему высочеству свиньями надо командовать, а не людьми!» - крикнул он на сына. В тот же день Павел заставил всю императорскую семью присягнуть ему на верность.

Ведущий: Как Александр воспринял известие о смерти отца? Каковы были первые действия Александра.

Первый свидетель: В ночь с 11 на 12 марта 1801г. Александр лег спать одетым. Когда к нему пришли сказать, что император убит, Александр был потрясен. Из оцепления его вывели слова Палена: «Довольно ребячиться! Ступайте царствовать». Александр вышел к караулу Семеновского полка, который приветствовал его как нового императора. В тот же день, 12 марта, был составлен манифест, провозгласивший к екатерининским порядкам. Александр распорядился вернуть казачьи полки, направленные Павлом на завоевание Индии.

Ведущий: Известно, что во время покушения тело Павла было сильно изуродовано. Но уже утром тело было выставлено в Михайловском замке для прощания народа. Как удалось скрыть следы преступления?

Второй свидетель: для сокрытия следов заговора было решено замаскировать повреждения на теле Павла. Всю ночь с 11 на 12 марта врачи гримировали труп императора. Шею закрыли галстуком, на голову надели шляпу. Один из современников писал: «Я десять раз ходил в Михайловский замок и мог видеть только подошвы его ботинок и поля широкой шляпы, надвинутой ему на лоб. Едва войдешь в дверь, указывали на другую, с увещеванием: «Извольте проходить»».

Ведущий: В первые же дни после дворцового переворота Александр 1 появился в сопровождении своей свиты. Французская осведомительница К. Бонейль сообщала об этом в Париж: «Молодой император идет, предшествуемый убийцами его деда, сопровождаемый убийцами своего отца и окруженный собственными». Объясните смысл этого высказывания. О каких исторических событиях идет речь? Как вы понимаете слова о том , что Александр 1 окружен собственными убийцами?

Третий свидетель: Смысл высказывания состоит в том, что бывшие приближенные Екатерины II , инициатора свержения Петра III (деда Александра 1), совершили убийство Павла 1 (Отца Александра 1). Сам Александр 1 не решил наказать убийц отца и вернулся к продворянской политике Екатерины II , боясь заговора против себя.

3 Вынесение решения

Ведущий: К каким результатам пришло следствие? Кто виноват в совершенном преступлении? Степень виноватости Александра Павловича? Каковы мотивы преступления? Какие последствия для России имел дворцовый переворот 11-12 марта 1801г.?

Свидетели обсуждают предложенные ведущим вопросы, выдвигаются проекты решения.

Ведущий: Изучив показания свидетелей, следствие приняло решение:

•  непосредственным участником преступления П. А. Палену, Л. Л. Беннигсену, братьям Зубовым, П. А. Талызину, Л. И. Депрерадовичу, Ф. П. Уварову предъявить обвинение в преднамеренном убийстве Павла 1 с целью изменения принципов внутренней и внешней политики;

•  Александру Павловичу предъявить обвинение в соучастии в убийстве его отца, выразившемся в создании условий и сокрытии следов заговора;

•  смягчающим обстоятельством признать то, что во время своего правления Павел 1 посягнул на устои, сложившиеся в предшествующий период, и тем самым восстановил против себя господствовавшее в то время в России сословие - дворянство.


4. Подведение итогов урока

Анкета для учащихся

•  Интересно ли прошло занятие?

•  Довольны ли вы результатами своей работы?

•  Какие трудности возникали у вас в течение урока?

•  Достаточны ли были доказательства?

•  Что нового вы узнали во время обсуждения?

Учитель проводит итоги опроса, отмечает учеников, сделавших более правильные и развернутые сообщения. Оценки выставляются по пятибальной системе.

Домашнее задание

Напишите сочинение о своем отношении к последнему дворцовому перевороту и о расследовании этого дела.