«Русь и Тмутараканское княжество»

 

 

 

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 28 ст. Тамань Темрюкского района

РЕФЕРАТ

По предмету ИСТОРИЯ РОССИИ

 

по теме «Русь и Тмутараканское княжество»

Работу выполнила

Ученица 9 «Б» класса

Крышка Наталья

Руководитель и консультант

Бедакова Л.А.

 

 

 

ст. Тамань, 2008 г.


План работы

I. Вступительная часть

1. Введение ......................................... …………..3-4 стр.

II. Основная часть

•  Князь Олег …………..5-6 стр.

•  Князь Святослав ................................................... ………….7-9 стр.

•  Князь Мстислав ................................................... ………10-11 стр.

•  Князь Ярослав Мудрый ........................................... …………12 стр.

•  Святослав Тщеславный ........................................... …………13 стр.

•  Князь Глеб и князь Ростислав ................................. …………14 стр.

•  Тмутараканский камень ............................................ ………. 15 стр.

•  Борьба за княжеский престол ................................. ………16-20 стр.

•  «В поисках града Тмутаракани» ............................ ………21-22 стр.

III. Заключительная часть

•  Эпилог: Жизнь Тмутаракани вне Киевской Руси 23-24

•  Заключение .............................................................. …………25 стр.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Неотъемлемой частью истории является краеведение. Через познание малой Родины человек осознаёт свою сопричастность к своей стране, к её прошлому. Тамань уникальная частица России, так как она занимает 5 место в мире по историческим находкам прошлого. Из глубины учёные черпают интереснейший и познавательный материал. Стихи И.Сельвинского очень хорошо отражают историю нашего края, нашей Тамани:

«Бывают края, что недвижны веками,

Зарывшись во мглу и мох,

Но есть и такие, где каждый камень

Гудит голосами эпох!»

 

Разные отголоски прошлого хранит Тамань. Есть и те, которые живут в поэмах и рассказах, мифах и легендах. Оглядывая таманские просторы с высоты вулканических сопок, чувствуя под ногами островки грязевых фонтанов, вдыхая влажные тяжёлые туманы, любуясь изгибами морских берегов, находишь в увиденном сходство с описанием в древних мифах.

Тамань по праву можно назвать дорогой истории, обетованным краем и великим перекрёстком, где сходились пути многих племён и народов. Действительно, на открытых археологических раскопках Тамани можно за несколько часов побывать в разных исторических эпохах. Здесь сохранились остатки киммерийцев, греческой колонии Гермонассы, основанной ещё в VI в. до нашей эры, вошедшей затем в состав могучего Боспорского царства; каменные плиты хазарской крепости Таматархи VIII - IX в. нашей эры, реликты русского Тмутараканского княжества X - XII вв., культурный слой XIII в., оставленный генуэзцами. Богата история моего края. Я люблю свою Тамань и восхищаюсь ей. Мне очень интересно открывать для себя что-то новое. Именно поэтому я взяла эту тему. Узнать лучше самой и рассказать друзьям как же складывались отношения между Тмутараканью и Киевской Русью, как происходило становление моей малой Родины.

Материал по данной теме изложен в некоторых трудах наших кубанских историков: краеведческие очерки «По страницам истории Кубани», А.Н.Сахаров «История России. С древнейших времён до конца XVII века» и Б.А. Трёхбратов « История Кубани».

Краеведческие очерки «По страницам истории Кубани» были миом своеобразным путеводителем по кубанской старине, уходящей своими корнями в седую древность. В книге рассматриваются вопросы истории Кубани с древнейших времён до начала XX века. Особое внимание уделено древнему прошлому края, военным действиям на Кубани в период так называемой Кавказской войны, вхождение Кубани в состав России, развитию товарно-капиталистических отношений и важнейших отраслей местной экономики. Освещаются революционное движение в Кубанской области и Черноморской губернии, культура коренного населения - адыгов и казаков.

Эта книга - моё первое знакомство с историей Кубани, и она стала для меня отправным моментом в её углубленное изучение.


Князь Олег.

На Рубеже 9-10 вв. начинается планомерное наступление русских дружин на Хазарию. Русские летописи повествуют о том, как Киевский князь Олег проник со своими войсками за реку Дон, воевал с сильным тогда Хазарским царством, как он громил Византийскую империю. Наступление закончилось разгромом Хазарии. Славные дела Олега кратко и в то же время ясно описал Языков в своём стихотворении «Олег».

 

«Олег» (в сокращении)

Вдруг словно мятеж усмиряется шумный

И чинно дорогу даёт,

Когда поседелый в добре и разумный

Боярин на вече идёт,-

Толпы расступились - и стал среди схода

С гуслями в руках славянин Кто он?

Он не князь и не княжеский сын,

Не старец, советник народа,

Не славный соратник дружин;

Но все его знают, он людям знаком

Красой вдохновенного гласа...

Он встал среди схода,- молчанье кругом

И звучная песнь раздаётся

Он пел, как премудр и как мужествен был

Правитель полночной державы;

Как первый он громом войны огласил

Древлян вековые дубравы;

Как дружно сбирались в далёкий поход

Народы по слову Олега;

Как шли чрез пороги, под грохотом вод

По высям днепровского брега;

Как по морю бурному ветер носил

Проворные русские челны:

Летела, шумела страница вертел,

И прыгали челны чрез волны.

Как после, водима любимым вождём

Сражалась, гуляла дружина

По градам и сёлам, с мечом и огнём

До града царя Константина;

Как там победитель к воротам прибил

Свой щит, знаменитый во брани,

И как он дружину свою оделил

Богатствами греческой дани.

Умолк он —и радостным криком похвал

Народ отзывался несметный;

И братски баяна сам князь обнимал

В стакан золотой и заветный

Он мёд наливал искромётный

И с ласковым словом ему додавал.

Летопись относит рождение Святослава к 942 г. В момент смерти отца Игоря, Святослав был ещё младенцем, и управление княжеством во время малолетства было в руках его матери Ольги.

Воспитателем Святослава был Асмуд, а воеводой - Свенельд. Как только Святослав возмужал, обнаружил типичные черты князя-дружинника; дела земские его интересовали мало, его тянуло к военным предприятиям в отдалённых землях.

Святослав с детства думал только о сражениях, желал только того, чтобы- все говорили о его храбрости и чтобы его все боялись. Мало было людей таких терпеливых как он. Святослав всегда первый бросался в опасность и никогда не нападал на врагов неожиданно, а посылал вперёд им сказать: «Иду на вы!»

Как храбр был его дух, так и крепко - тело: он не боялся никакой погоды: ни слишком жаркой, ни слишком холодной: спал на земле, даже без палатки -войлок был его постелью, седло подушкой, грубое мясо диких зверей - его пищей, простая вода - питьём.

 

Молодой Святослав начал побеждать, как только принял начальство над войсками.

Походы киевского князя Святослава Игоревича против Хазарского каганата в 60-е гг. X в. Готовя наступление на Хазарию, Святослав отверг фронтальный натиск через волго-донское междуречье и предпринял грандиозный обходной маневр. Прежде всего князь двинулся на север и покорил зависимые от каганата земли славянского племени вятичей, выведя их из зоны хазарского влияния. Перетащив ладьи из Десны на Оку, княжеская дружина поплыла по Волге, где разгромила зависимые от каганата племена волжских булгар и буртасов. Так Святослав обеспечил безопасность своего северного фланга.

Хазары не ожидали удара с
севера. Они были

дезорганизованы подобным
маневром и не смогли
организовать серьёзную

оборону. Достигнув хазарской столицы - Итиля, Святослав атаковал пытавшееся спасти войско кагана и в жестокой битве разбил его. Далее киевский князь предпринял поход в Северо-Кавказский регион, где разгромил опорный пункт хазар - крепость Семендер. Во время этого похода Святослав покорил племена касогов и основал на Таманском полуострове Тмутараканское княжество.

После этого дружина Святослава двинулась к Дону, где взяла штурмом и разрушила восточный хазарский форпост - крепость Саркел. Таким образом, Святослав, захватил основные опорные хазар на Дону, Волге и Северном Кавказе. Одновременно он создал базу для славянского влияния на Северном Кавказе -Тмутараканское княжество. Эти походы сокрушили мощь Хазарского каганата, который прекратил своё существование на рубеже X - XI вв. в результате походов Святослава Древнерусское государство добилось безопасности своих юго-восточных рубежей и стало, а тот период основной силой в Волжко - Каспийском регионе.

Так в составе Киевской Руси появилось далёкое Тмутараканское княжество. Его первым правителем стал Ратибор. Стольным городом он сделал Хазаро-Византийскую Таматарху, которая зазвучала по-русски Тмутаракань.

 

 

К числу поворотных событий в русской истории, несомненно, относится принятие Русью христианства в 988 г. во время княжения Владимира Святославича. Крещению Руси предшествовали значительные события. Одно из них нашло отражение в знаменитом летописном сказании о «выборе веры», когда в 986 г. киевский князь, выслушав представителей ислама, христианства и иудаизма, должен был склониться на сторону одной из мировых религий. Однако выбор Владимира был заранее предопределен культурой и государственной ориентацией Древнерусского государства на Византию.

В X - XI вв. Тмутаракань представляла собой крупную политическую единицу, центр обширных владений Древнерусского государства в Северо-Западном Предкавказье. Под контролем княжества находились Кубань и Приазовье, а также Восточный Крым. Но, пожалуй, наиболее значительным был контроль города над Керченским проливом - важнейшим звеном торгового пути на Восток «из грек в Хазары». Начинаясь в Византии, путь проходил через керченский пролив в Азовское море и далее по Дону, откуда через переволоку, купцы подавали в Волгу, следуя дальше в Каспийское море.

Появлению русского населения в этих областях предшествовала активность славян на протяжении IX -первой половины X вв. на Черном, Азовском и Каспийском морях.

Следует отметить, что население Таманского полуострова всегда было

полиэтничным по своему
составу, прежде всего в
силу географического
фактора. Крупный

торговый город должен
отличаться известной
демографической
пестротой и, без
сомнения, включал в
свой состав

разнообразный
конгломерат этнических
общностей, связанных с
торговлей - греков, алан,
армян, различных

кочевнических
народностей (печенеги,
Огузы, половцы).

Однако значительную
часть населения

приморских торговых городов составляли евреи, именно их источники именуют « козарами».

10

Князь Мстислав.

История такова. Тмутаракань впервые упомянута в летописи в качестве подвластной киевскому князю территории под 988 годом в связи с распределением Владимиром Святославичем княжеских престолов между своими сыновьями: « ... и посади Ярослава в Новъгородъ, а Бориса в Ростовъ, а Глеба в Муромъ, Святослава в Деревъхъ, Всеволода в Володимъръ, Мстислава въ Тмутороканъ». Над городом и его ближайшей округой был установлен русский протекторат, в городе, видимо, размещена дружина, а Мстислав Владимирович был поставлен в качестве наместника. Иными словами, город и его ближайшая округа включались в состав земель, вассальных Киеву, в сферу интересов, которого начинает входить обширная территория вплоть до предгорий Кавказа.

Один из старших сыновей князя Владимира Мстислав Храбрый, как его называют в летописи, княжил в Тмутаракани 34 года.

Единоборство Мстислава с касожским князем Редедей сохранилось и в адыгейском предании. Единоборство князя Мстислава с богатырём Редедей окончилось гибелью последнего. Возвратившись с добычей в Тмутаракань, в честь победы над касожским князем Редедей, Мстислав построил церковь Богородицы, которая стояла в городе ещё и в XII веке.

Фундаменты и апсидная часть Мстиславской церкви Богородицы были открыты экспедицией академика Б.А.Рыбакова при раскопках Таманского городища в 1951-1955 гг.

В центральной части Таманского городища были заложены раскопы (площадью около 800 кв. м.). с глубины 0,5 м. на заложенном участке раскопа стали попадаться остатки явно крупного здания: плинты, черепицы, фрагменты цемянки, скопления красного песчаника; в южной части раскопа стали попадаться фрагмент фресок и круглых оконных стекол (диаметром 10 см.). от самой церкви Богородицы построенной Мстиславом Храбрым в Тмутаракани сохранились только фундаменты и рвы от них. Тем не менее, эти остатки дал представление о довольно большом и представительном здании, выстроенном византийскими мастерами в XI в. Общая длина церкви была 16,5 м., а ширина 10,65 м. Высота сохранившихся фундаментов 1,60-1,80 м. По отдельным фрагментам, обнаруженным при раскопках и открытому плану, церковь могла быть одноапсидной.

Стены церкви были сложены из плинты на цемянке, изнутри оштукатурены и покрыты фресками. Кровля была черепичная, а пол, скорее всего выложен отшлифованными плитами красного песчаника, обработка которого велась здесь же - в 20-25 метрах от строящегося здания церкви, о чём свидетельствуют развалы обломков и стёсов красного песчаника.

А настоящее время фундаменты этой церкви законсервированы и закрыты и ждут лучшего своего часа для музеефикации, реставрации и показа этого памятника.

С возведением церкви в Тмутаракани начинается функционирование Тмутараканской епархии - первая русская епархия на Северном Кавказе, которая существовала около 100 лет и сыграла большую роль в распространении православия среди местных степных и горских племен. Из епископов Тмутараканской епархии известен по имени один — св. Николай (1088г.). (Св. Николай, епископ Тмутараканский. Постриженик Киево-Печерской Лавры. В 1068 г. хиротонисан во епископа Тмутараканского в г. Киеве. Скончался в 1089 г.

О нём упоминается в послании Симона, еп. Владимирского, к Поликарпу, черноризцу Киево-Печерскому, и в житии св. Никиты, еп. Новгородского. Эта единственный известный епископ епархии Тмутараканской, которая уничтожилась из-за нашествия печенегов и половцев.)

Княжа в Тмутаракани, Мстислав, вероятнее всего, принудил своих соседей помочь ему в походе на коренную Русь. В его походе на князя Ярослава в летописи имеется упоминание о хазарах и касогах. Победив брата, Мстислав уже не вернулся в Тмутаракань, а стал княжить в Чернигове.

Почти 50 лет Тмутаракань находилась под управлением Мстислава. Это был период расцвета отдельного от Руси приморского княжества, которое занимало весь Таманский полуостров и Восточную часть Крымского полуострова.

Князь Ярослав Мудрый.


 

Князь Ярослав Мудрый

 

В 1036 году умер князь Мстислав, не оставив после себя наследника по мужской линии - го единственный сын погиб на охоте в 1036 г. таким образом, Тмутараканское княжество перешло под власть киевского князя Ярослава Мудрого. По отзыву летописи, «он был хромолог, но ум у него был добрый и на рати был храбр.». Княжение Ярослава важно как эпоха высшего процветания Киевской Руси. Ярослав основал в Киеве, храм святой Софии; построил там же монастырь святого Георгия и монастырь святой Ирины (в честь ангела своей супруги). Ярослав поставил первого русского митрополии Иллариона, чтобы ослабить зависимость русской духовной иерархии от Византии. Это сразу подняло престиж Киевского государства. Ярослав вошёл в историю и как крупный русский законодатель, под его руководством был составлен свод древнерусских законов - «Русская правда».


 


 


Святослав Тщеславный.


 

Ярослав Мудрый умер в 1054 году. Ярославичи распорядились так своими родовыми волостями: четверо старших поместились в области Днепропетровской, трое - на юге, Изяслав - а Киеве, Святослав - в Чернигове, Всеволод - в Переславле, четвёртый, Вячеслав, поставил свой стол в Смоленске, пятый, Игорь - во Владимире-Волынском. Тмутараканское княжество досталось Черниговскому князю, который известен как Святослав II Тщеславный.

Святослав Ярославич - 3-й сын Ярослава Владимировича, родился в 1027 году. Среди


братьев он выделялся способностями и энергией. Вместе с Изяславом Киевским и Всеволодом Переяславским Святослав распоряжается всеми делами на Руси; вместе он отбирают уделы у князей, вместе совершают походы.

На «остров Тмутараканский» прибыл знаменитый монах Киево-Печерского монастыря Никон.

Он на «чистом» месте, «в близи города», построил новую церковь Богородицы и основал «славный» монастырь, по образу и подобию Киево-Печерского. Этот монастырь существовал не менее 100 лет. В это время в Тмутаракани Святослав Черниговский посадил одного из своих сыновей, Глеба.


Князь Глеб и князь Ростислав.

 

Глеб Святославич - князь новгородский, старший сын великого князя киевского Святослава Ярославича, был посажен отцом править Тмутараканью. Но в 1064 году Ростислав - сын Владимира Ярославича, который, не имея ни какого удела, живший праздно в Новгороде, изгнал Глеба. Будучи отважен и славолюбив, Ростислав вместе с Выташею, сыном новгородского Изяславова посадника Остромира, ушёл в Тмутаракань и выгнав юного князя, сам стал там княжить.

Глеб обратился за помощью к отцу, и на следующий год дружина Святослава вступила в Тмутаракань. Летописец говорит, что Ростислав покинул город, не желая сражаться с родным дядей, но стоило Святославу уйти, как он снова изгнал Глеба.

По поводу этих событий советский историк М.И.Артомонов пишет: «едва ли столь быстрых успехов Ростислав добился только силой оружия. Вероятно он нашёл поддержку у туземного населения прикубанья, издавна прочно связанного с Тмутараканью, привыкшего видеть в ней свой экономический и политический центр и нуждавшегося в смелом предпреимчевом вожде. У этого населения Ростислав укрылся при появлении Святослава и с его ж помощью прочно уселся на княжеском престоле в Тмутаракани, что Святослав больше уже не пытался выжить его от туда силой...»

С именем Ростислава связано усиление русского влияния на Северном Кавказе и возможно присоединение Керчи к Тмутараканскому княжеству. Он начинает вести активную, внешнюю политику, которая беспокоит Константинополь. Скоро народы горские, касоги и другие должны были признать себя данниками юного героя.

1066 год - стал роковым годом для Ростислава. В этот год князь был коварно отправлен византийским чиновником из Кореции (Хереонее).


В 1066 году умирает Ростислав. Жители Тмутаракани обратились к Никону с просьбой отправиться к Святославу и просить его прислать в Тмутаракань князя. Прибыв в Чернигов Никон получил от Святослава того же князя Глеба (в своё время изгнанного из Тмутаракани Ростиславом) и посадил его в третий раз на Тмутараканский престол. В дальнейшем Никон, устроив дела своего монастыря в Тмутаракани, приписавши его к Киево-Печерскому, чтобы сделать монастырское подворье прочным в экономическом отношении, вернулся в Киев.

А княжение и деятельность князя Глеба в Тмутаракани была мирной. Устанавливая пути общения, Глеб воспользовался суровою зимою 1068 года, сковавший льдом Керченский пролив, и измерил расстояние пути от Тмутороканя до Корчева. Этот замечательный памятник русской эпиграфики (наука о надписях на камне) и палеографии был открыт в ст.Тамань в 1792 году при выборке камня солдатами из развалин старо турецкой крепости Хункала, поостренной в XVII в. На Таманском городище.

Преподобный Никон


Тмутараканский камень - мраморная плита с древнерусской надписью, найденная в 1792 году на Таманском полуострове. В настоящее время хранится Гос. Эрмитаже в Санкт - Петербурге. В надписи сообщается об измерении расстояния между двумя городами - Тмутараканью и Корневом (Керчью) «по лёду». «В лето 6576 (1068 г.) индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 10 ООО и 4000 сажен.»

Находка Тмутараканского камня приняла широкую огласку. Возникло даже
дело о Тмутараканском камне, в котором приняла самое деятельное участие
императрица Екатерина II.

Тмутараканский камень подтверждает свидетельства русских летописей о существовании одноименного княжества и устанавливает его точное местонахождение. До находки камня это княжество помещалось разными исследователями в весьма отдаленных друг от друга уголках Древней Руси - от Литвы до Крыма. Так, В.Н.Татищев полагал, что Тмутаракань находилась в Рязанской области. М.М.Щербатов размещал её в район Азова. А.Лызлов и П.Рычков определили местонахождение княжества и города близ Астрахани. И Н.Болтин искал Тмутаракань в верховьях реки Ворсклы. Правда, ещё в 1736 году, за 56 лет до находки камня, петербургский профессор Г.З.Байер писал: «Тмутаракань есть то самое место, которое цесарь Константин Порфирородный Таматаркою называет и полагает против Босфора или Керчи. Ныне называется сие место на турецких ландкартах Темрюк и лежит против крепости Тамана в северо-восточной стороне подле Меотического моря.»

Борьба за княжеский престол.

 

В 1073 году в Тмутаракань вновь прибыл Никон, якобы не поладивший с Феодосием и пробыл здесь до 1077 года. Вероятнее всего, в это время князем в Тмутаракани был Роман Святославович.

Роман Святославович (ум. 1079) — князь Тмутараканский, сын Святослава Ярославича Черниговского, внук Ярослава Мудрого, брат Олега «Гориславича» Черниговского, деда Игоря Святославича.

К нему бежит изгнанный киевским князем Всеволодом его двоюродный брат Борис сын умершего Вячеслава Ярославича. Борис Вячеславович - изгой, сын Вячеслава Ярославовича

Смоленского (умер в 1056 г.) от брака его с Одой Леопольдовной, дочерью графа Штадского, родился около 1053 г. по смерти Святослава, около 1077 г., когда Всеволод и Изяслав спорили за великокняжеский стол, явившийся из Германии, Борис воспользовался смутами и занял Чернигов; но мог держаться там только 8 дней и убежал в Тмутаракань.

В 1073 году Святослав умер и на киевский стол сел Изяслав, поладивший с киевлянами и с своим братом Всеволодом. Этот князь вывел прочь из Владимира - Волынского сына Святослава - Олега с тем, чтобы там посадить своего собственного сына. Олег, оставшись без удела, прибыл в Чернигов к Всеволоду; но ему досадно было, что земля, где княжил его отец и протекло его детство, находится не у его власти. В 1073 году он убежал из Чернигова в Тмутаракань, где княжил его родной брат - Роман. Жизнь Олега Святославича была полна приключений, которые описаны в романе «Последний путь Владимира Мономаха» А.П.Ладинского.

Бежавшие в Тмутаракань Олег и Борис обратились к половцам.

Половцы — тюркоязычная народность, вели кочевой образ жизни, были так же злы, дики и необразованны, как и печенеги. Всякий кому нужны были безжалостные воины, мог нанимать их, и за деньги они готовы были драться даже с родными братьями. Русские называли их половцами, то слова «полова», т.е. солома, за их выгоревшие от солнца волосы.

Олег и Борис с половцами бросились на Северскую землю. Всеволод вышел против них из Чернигова, но натиск князя Олега был стремителен, на реке Сожице, близ Чернигова, в 1078 году он при помощи половецкой конницы разгромил войско Всеволода. Победители, как сказано в летописи «земле Русской много зла натворили, пропили кровь Христианскую». За это и за союз с половцами, постоянными врагами Руси, за последующие междуусобицы, которые длились почти 20 лет автор «Слова о полку Игореве» назвал Олега «Гориславичем» т.е. человеком, принёсшим горе Руси. Олег легко овладел Черниговом; черниговцы приняли его сами, так как знали его издавна: вероятно, он и родился в Чернигове. Когда после этого Всеволод вместе с киевским князем Изяславом хотел отнять Чернигов у Олега, черниговцы показали себя преданным Олегу и защищались до последних сил. Олега с ними в городе не было - но ездил в Тмутаракань собирать новое войско. Услышавши, что Олег с Борисом идут против них, на выручку Чернигова и ведут собой половцев, Изяслав с сыном Ярополком и Всеволод с Владимиром Мономахом оставили осаду и пошли на встречу врагу. Олег не надеялся победить четырёх соединенных князей и советовал брату вступить в мирные переговоры: но гордый Борис ответил ему: «Останься спокойным зрителем моей битвы с ним» - сразился близ Чернигова и заплатил жизнью за стремление к власти. Эти события отражены неизвестным автором в поэме «Слово о полку Игореве»:

«.. .были походы Олеговы,

Олега Святославича

Тот ведь Олег мечом крамору ковал

И стрелы по земле сеял

Вступает в злато стремя в граде Тмутаракане,

А звон тот уже слышал давний великий Ярослав,

А сын Всеволода, Владимир,

Борисе же Вячеславиче похвальба на суд привела

И на Канилу зелёное погребальное покрывало постлала

Храброму и молодому князю,

За обиду Олега...»

 

Эта битва произошла в 1078 году на Нежатенской-Ниве, близ села этого имени. В этом сражении старшие князья одолели Олега и его союзников. Борис был убит, Олег бежал. Но их победители дорого заплатила за свою победу. Киевский князь Изяслав был убит в это сече, поражённой в спину копьём.

Смерть Изяслава доставила Киев Всеволоду. Чернигов, потерял надежду на Олега, сдался, и в этом городе посадили Владимира Мономаха. Олег и брат его Роман в 1079 году попытался выгнать Владимира из Чернигова, но безуспешно. Всеволод вышел против них с войском к Переяславлю и без битвы избавил сына от соперников; он заключил мир с половцами помогавшими Святославичам. Половцы и находившиеся с ними хазары предательски поступили со своими союзниками: Роман Святославич в 1079 году был убит в половецких кочевьях, а Олег, добравшийся до Тмутаракани, был схвачен хазарами и отправлен в Византию.

Преемник Изяслава великий князь Всеволод прислал в Тмутаракань своего наместника Ратибора. Известны найденные свинцовые печати с надписью « от Ратибора» подтверждающие летописные известия.

Ратибор (? - после 1113г.), посадник в Переяславле и Тмутаракани (1079-80), воевода и киевский тысячник. Участник походов на половцев, Витичевского съезда (1110), составления Устава Владимира Мономаха.

В 1081 году на политической арене появляется новое поколение князей -претендентов на Тмутараканский престол. Давид Игоревич и Володарь Ростиславович изгоняют из Тмутаракани Ратибора, но ненадолго.

Давид Игоревич - сын Игоря Ярославича, князя владимиро-волынского, князь-изгой (1059-1112). Около 1080 г., вместе с другими изгоями, Ростиславичами, Давид бежал из Руси в Тмутаракань и овладел ею, но вскоре князья-изгои изгнаны были оттуда возвритившимся из Греции Олегом Святославичем, князем черниговским. В 1084 г. Давид получил от великого князя Всеволода Дорогобуж на Волыни, а в 1086 г. — Владимир — Волынский.

Володаръ Ростиславович - князь Перемышлъский, сын князя Тмутараканского Ростислава Владимировича, брат Василька, ослеплённого Давидом Игоревичем. После ослепления Василька Володаръ сжёг Давидов город Всеволож (1098), подступил к самому Владимиру, заставил Давида выдать для казни некоторых из его советников, замешанных в деле Василька; затем Володаръ разбил князя Святополка. Когда великий князь с наёмными венграми опять поднялся на Ростиславичей, это сблизило прежних врагов: Ростиславичи соединились с Давидом Игоревичем, который привел на помощь хана половецкого Боняка; князья-союзники на голову разбили венгров, положив их на месте, по словам летописей, 40 тысяч (1099). В 1101 г. Володаръ воевал с Польшей; в 1119 г. ходил с венграми на греков и возвратился с великим богатством; 1122 г. был взят в плен и выкуплен братом. Умер в 1124 г. одна из дочерей Володаря была женой греческого царевича Леона, сына императора Алексея Комнена.

Через два года из Византии возвратился Олег Святославович прогнал Давида и Володаря и снова стал Тмутараканским князем. Судьба Олега поражает нас свое исключительностью. Хазары передали Олега грекам. Князь жил в Костантинополе, очевидно, как почетный пленник. Бездеятельная жизнь, к тому же лишенная какой-либо перспективы, не могла не тяготеть молодого, энергичного Олега. И тут ему везло. Все изменило происшествие в императорском дворце, когда русские наёмники, крепко напившись вина, решили произвести переворот и напали на императорскую спальню. Эта пьяная попытка успеха не имела. Греческие воины отбили нападение и загнали наёмников в одно из дворцовых помещений. Проспавшись, буян стали просить прощения, и были прощены. Разумеется, их отправил из столицы в пограничные войска, где больше воевали с сельджуками, чем употребляли хмельные напитки. Русская гвардия при дворе василевса была ликвидирована и замена воинами из англосаксов (как известно, в 1066 г. герцог Нормандии Вильгельм Завоеватель разбил короля Англии Харальда. В битве при Гастингсе Харальд погиб, Англия была захвачена норманнами, а англосаксы подверглись столь жесткому угнетению завоевателей, что стали покидать родину, охотно нанимаясь на военную службу в Византию.)

После нелепого бунта пьяных варягов, Олега Святославича, как русского, перевили на остров Родос. Там он женился на греческой патрицианке Феофании Музалон и через два года получил разрешение вернуться в Тмутаракань.

 

В 1083 г. к причалу Тмутаракани подошла византийская галера с «архонтом Русии» (греческий сан русского князя) Олегом и го молодой женой. Олег сошёл на берег, и ... в

Тмутаракани учинилась резня. Были истреблены иудеи-хазары, давние враги Олега, и изгнаны князья Давид и Володарь. Ясно, что собственными силами Олег на смог бы расправиться с еврейской общиной Тмутаракани. Кто мог поддержать нового князя и произвести эту жесткую экзекуцию? Очевидно, лишь коренные жители: ясы и касоги и, возможно, половцы. В надписи на одной из печати он назван «архонтом Матархи, Зихии и всей Хазарии».

Византии он крестился под именем Михаил. В Тамани можно найти монеты князя Олега-Михаила, которые сделаны из серебра и по внешнему виду напоминают византийские миллиарисии.

и ждать удобного момента для

Князь Олег начинает собирать силы возобновления борьбы за отцовский город. Он провёл в Тмутаракани десять лет. Олег не вмешивался в ссоры князей: но напротив того, он жил всё это время уединённо в области Тмутараканской, которая, находилась на берегах Азовского моря, далеко от всех других княжеств русских, почитаясь, как будто место ссылки. Там он укрепился и собрал дружину.

В 1093 году настал момент, которого ждал Олег десять лет, умер последний из Ярославичей - Всеволод. После смерти Всеволода любой из внуков Ярослава Мудрого мог занять Киевский престол.

Для того чтобы усилить свои военные силы князь Олег в Тмутаракани разводится с Феофанией Музалон и женится на дочери половецкого хана Осопука, а Феофании он выделяет город Руссию (это крупное средневековое городище в станице Голубинкой). Феофания перешла в Руссию со всей своей византийской дружиной, а Олег остался с половцами. После этого между городами постоянно происходили конфликты.

В принципе, не исключено, что передача Руссии Феофании была оговорена ещё перед заключением брака в Византии, весь город Руссия отсутствовал в упомянутой уже печати Олега-Михаила. Зато она упоминалась в договоре Византийского императора Мануила с генуэзцами 1169 года. Договор предусматривал свободную торговлю генуэзских купцов повсеместно, за исключением Матархи и России. Но вернёмся в 1093 год Киевская боярская группировка, опираясь на порядок наследования престола, передала Киевский престол Святополку. Мономаху достался Чернигов - Олехова «отчина». В 1094 году к Чернигову подошёл тмутараканский князь Олег со своими союзниками - половцами и начинает осаждать Владимира Мономаха. Положение Мономаха было безнадёжным, и он уступает князю Олегу - Чернигов, а сам уходит в Переяславль. Современники этих событий осудили действие Олега, а для потомков он стал родоначальником целой династии коварных Олеговичей - союзников половцев. Таким образом, последний раз Тмутаракань упоминается в летописях под 1094 годом, когда Олег с половцами пришёл Чернигов, но Олег «Горичлавич», держал её до своей кончины в 1115 г. при его наследнике и сыне Всеволоде княжество было разгромлено половцами.

Всеволод Ольгович — великий князь, сын Олега Святославича. В 1127 году он выгнал из Чернигова дядю своего Ярослава. Великий князь Мстислав Владимирович собрался его наказать, и он смиренно дожжен был просить великого князя забыть его вину. Вскоре он породнился с Мстиславом, выдавшим за него дочь свою. По смерти Мстислава, Всеволод и братья его держали сторону Мстиславичей протии великого князя Ярополка Владимировича. По смерти Ярополка киевский престол занял следующий за ним брат Вячеслав Туровской, но Всеволод отнял у него Киев.

В 1127 году Всеволод передал Тмутараканское княжение своему дяде Ярославу, изгнанному им из Чернигова. Однако этот титул являлся уже чисто номинальным: Ярослав до своей смерти в 1129 г. был владетелем Муромо-Рязанской земли. К этому времени связи с Тмутараканью окончательно прервались.

 

«В поисках града Тмутаракани».

 

В 1185 г. внуки Олега «Гориславича» Игорь и Всеволод Святославичи организовали поход против половцев с целью восстановить Тмутараканское княжество. Упоминания о Тмутаракани есть, собственно, только в «Слове о полку Игореве», где она названа «землёй незнаемой». Дикое поле половцев отрезает княжество от земли русской. Именно тогда герой «Слова...» - князь Игорь,внук Олега «Гориславича» организует свой поход, дабы «поискати града Тмутараканю».

Игорь Святославич — Новгород-северский князь с 1180 года, черниговский князь 1198 года, герой «Слова о полку игореве» (XII в.). Сын черниговского князя Святослава Олъговича. Участник междоусобных войн за владение Киевом. Из-за натиска кочевников в 1185 году Игорь вместе с братом, сыном и племянником выступил в поход против половцев. Этот поход, послуживший основной для «Слова о полку Игореве», закончился разгромом войск Игоря, сам он попал в плен, а его земли, как и владения зависимых от него князей, были опустошены половецким набегом. В том же году бежавший из плена Игорь вновь завладел своими волостями и городами. Имел 5 сыновей и дочь.

«Слово о полку Игореве» выдающееся произведение древнерусской поэзии (XII в.), свидетельствующее о высоком уровне культуры, национального сознания и патриотизма русского народа той эпохи. Открыто в 1795 году графом А.И . Мусиным-Пушкиным и в 1800 году опубликовано. Оригинал «Слова...» сгорел в 1812 году. В «Слове...» рассказывается о походе северских князей, с Игорем во главе, на половцев в 1185 г. изложение «Слова...» сжатое и образное. Собственно, это поэтические картины и лирические места, относящиеся к походу, подробности которого узнаются и уясняются из летописей Ипатьевской (1185) и Лаврентьевской (1186). Эти летописи свидетельствуют, что автор «Слова...» передаёт исторические обстоятельства очень точно.

Автор «Слова...» рассказывает о сборах Игоря и Всеволода сразу после изображения бравурной манеры Бояна. Игорь и Всеволод в радужных красках представляли себе исход похода. Оба они стремились поискать чести и славы предков - тех самых князей, которые когда-то владели одним Черниговским княжеством, но и далёкой Тмутараканью. Об этих-то князьях и пел Боян, восхваляя славу их подвигов.

Тмутаракань в «Слове о полку Игореве» есть земля, неживого бога, а значит подлежащая разрушению, ибо «берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились и не стали служить иным богам». Тмутаракань вспомнилась автору своё княжество. Ведь присутствие Руси на юге было изначально, о чём свидетельствует название - Русское море. Здесь был один из истоков Руси (Черноморская Русь) наряду с северной Ладогой. И все же, Тмутаракань помнилась, по всей вероятности, не только в связи с этим. Из этого следует, что герои «Слова...» искали все тот же град Тмутаракань, тот же «Новый град», как образ мира, основанный на вере, который русский человек искал и ищет во все времена, пока он остается человеком, который ищем теперь и мы.

Но после того как поход закончился неудачей, Тмутаракань перешла византийцам. Память о Тмутаракани прочно жила а народи. Тмутаракань была уже как бы не только географической величиной. Во всяком случае, Иван Грозный, воюя с Астраханью, полагал, что он возвращает в русский пределы Тмутаракань: «Иван Грозный шел присоединять Астрахань под свой скипетр, уверялся, что она и есть Тмутаракань».

XII - XIV вв. Тмутаракань под названием «Матрика» входила в состав Золотой Орды. При последних раскопках обнаружены остатки оборонительной стены, улиц, домов и ремесленных производств, фундамент собора 1023 года, стеклянные браслеты и осколки сосудов с греческими и славянскими надписями.

 

Эпилог: Жизнь Тмутаракани вне Киевской Руси.

 

Подчинение Тмутаракани русским князьям вовсе не означало преобладание в ней русского населения. В городе жили представители многих местных племён, и только княжеская дружина, видимо, была в основном русской. Окончательный же уход русских дружин из причерноморских степей и с берегов Киммерийского Босфора на рубеже XI - XII веков, спровоцированный событиями в Киевском государстве, полностью разрушил связь между росичами и Тмутараканью. Изолированное Тмутараканское княжество самостоятельно не могло существовать. Тогда же на берегах пролива вновь появляются византийские сборщики податей, хотя все пространство причерноморских степей и Таврики контролируют половцы.

Более ста лет сохранялась такая ситуация, пока не наступил век XIII, навечно врезавшийся в память многих народов. Степь снова выбросила из глубин Центральной Азии полчища завоевателей. Сначала на запад пошёл Чингисхан, с которым русские сражались на реке Калке. После этого сражения, как пишет замечательный российский писатель, публицист и историк Н.М.Карамзин, «Россияне лет шесть не слыхали о Татарах, думая, что сей страшный народ, подобно древним Обрам, как бы исчез в свете». Однако, после смерти Чингисхана его страшное дело продолжил племянник его сына - хан Батый.

Первой жертвой монголов в Восточной Европе стали половцы. Вместе с кочевьями, их насильно включали в личные усулы монгольских ханов. Местная аристократия была либо уничтожена, либо вывезена в Центральную Азию. В отличии от покорённых, обложенных данью, но все же продолжавших существование городов, половцы, с их кочевым образом жизни, были удобным и привычным объектом для эксплуатации.

В 1260 году в приазовских степях образовалась самостоятельная Орда во главе с ханом Ногаем, который установил дружеский отношения с Византией и даже женился на одной из дочерей из императора Михаила Палеолога. По имен этого хана, татаро-монгольские племена Северного Кавказа стали называться ногайцами. А тысячелетняя Византия, тем временем, пережевала глубокий кризис. Её центральные области, включая Константинополь, захватили крестоносцы, а торговые фактории черноморского побережья прибрали к рукам особенно активные в этот период генуэзцы. Еще при жизни хана Ногая были основаны их первые поселения в Крыму. Чуть позже возникла генуэзская колония и на месте древней Гермонассы - Таматархи - Тмутаракани. На генуэзских картах XIV - XVI вв. на этом месте показан город Матрега. Генуэзское поселение здесь вряд ли было значительным, хотя в грамоте 1446 г. упоминается Симоне де Гвизольфи - князь Матреги или Византийский консул, данник туземных правителей. Он, кстати, почти как, в своё время, Олег, женившийся на дочери половецкого хана, женил на дочери черкесского (более правильное название адыгейского) князя Бахи-ханум. Однако в целом, отношения «генуэзцы ногайцы» развилась по той же схеме, что и «византийцы - половцы», а ещё раньше «гунны - боспоряне». С появлением итальянских купцов города Восточного Крыма и Тамани были вовлечены в мировую торговлю Западной Европы с Востоком. Торговые пути, проходившие прежде через порты Сирии и Палестины, переместились на берега Чёрного моря. Этот торгово-экономический симбиоз продолжался до конца XV в. Однако, судя по незначительной мощности культурного слоя генуэзского времени, Матрега сильно уступала итальянским городам Крыма: Кафе, Солхату, Боспоро.


25

Заключение.

 

 

Проработав эту тему, я расширила свой кругозор, узнала много интересного об истории нашей малой Родины. Обучаясь в классе старшего звена, я читала книги по краеведению, и у меня появилось желание узнать наиболее конкретно о князьях, которые правили на Таманском полуострове.

Больше всего сведений я получила о князе Олеге, который правил с 1073 по 1094 год так, как материала о нём было мало, я вынуждена была обратиться к помощи Интернета. Ценным в моей работе является то, что я имею полную картину развития Тамани с IX — XII вв., так, как систематизировала ранее изученный материал и материал, полученный в ходе исследовательской работы. Наряду с расширением кругозора я получила истинное наслаждение, узнавая подробности из жизни князей.


Используемая литература.

•  Краеведческие очерки «По страницам истории Кубани»

•  История России. С древнейших времен до конца XVII века. А.Н.Сахаров.

•  История Кубани, Б.А.Трёхбратов.

•  Энциклопедия русской истории. Н.А. Бенегетов

•  Русская история в жизни и описании её главных деятелей. Н.И. Костомаров.

•  История государства российского. И.Н. Карамзин.

•  Отчеты об археологических работах Таманской экспедиции за 1952-55 гг. Б.А.Рыбаков