«Межнациональные отношения и их особенности на разных этапах развития человечества»

 

 

 

 

 

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средней Общеобразовательной Школы №28.

 

«Межнациональные отношения и их особенности на разных этапах развития человечества»

 

Реферат по обществознанию

ученицы 9 «А» класса Клименко Аллы Якубовны.

Руководитель: Бедакова Лариса Андреевна.

Тамань-2006 год.


Содержание:

I .Введение ................................................................................................. стр.3

2.Нация ...................................................................................................... стр.4

3 .Нация и межнациональные отношения ................................................... стр.4-5

4.Формирование наций в Европе ............................................................... стр.6-7

5.Еврейский вопрос ................................................................................. стр.8-9

б.Евреи в России ................................................................................... стр.9-10

7.Правовое положение русских беженцев на Западе 20-30 гг .................... стр. 10-14

8.0чаги межэтнической напряженности ................................................. стр. 14-16

9.Толерантность .................................................................................. стр. 16-17

10. Заключение ........................................................................................ стр. 18

II .Приложение 1 «Национальный состав учащихся МОУ СОШ№28» .......... стр. 19

12.Приложение 2 «Национальный состав проживающих на

территории ст.Тамань» ............................................................................ стр.20.

 


Введение

Моя тема «Межнациональные отношения и их особенности на разных этапах развития человечества».

Сегодняшний мир-это пёстрое, многоязыковое, многокультурное сообщество. В настоящее время в мире насчитывается более 4-х тысяч языков и диалектов. Люди, создавая культуру, развивая экономику устанавливая различные политические режимы, обладают при этом своей особенностью в этих сферах, эти особенности позволяют нам определить их к разным иным нациям и народностям. Кто такие нации, когда они возникли, как развивались, какие трудности встречались на их пути, - эти вопросы подтолкнули меня к написанию работы на данную тему, т.к. я живу в многонациональной стране, в нашем классе учатся ребята из разных интернациональных семей, и многие праздники мы отмечаем независимо от того, какие они - православные или мусульманские. Национальный вопрос всегда был болезненным, особенно у нас в России, т.к. мы большая семья, состоящая из разных конфессий и наций.

Последнее время особенно стало тревожно в нашем обществе, т.к. происходят избиения и убийства на национальной почве, примерами являются преступления в Санкт-Петербурге.

Мы, люди, наделённые разумом, должны жить по человечески, а значит должны быть терпимыми и терпеливыми к разным представителям нашей страны, мы должны проявлять «толерантность» к представителям других наций, чтобы сохранить мир и покой не только в нашей стране, но и на планете, вот 2-я причина, по которой я взяла тему! Я, представитель молодёжи, будущее нашей страны, и мне не безразлично, какой будет моя жизнь и жизнь моих детей. Особенно в последнее время, этой теме просвещенно много теле- и радиопередач, статей в газетах и журналах.


Нация

В курсах истории рассматривались такие исторически сложившиеся формы общности людей, как род, племя, народность, нация. Их развитие, как полагает ряд ученых, связано с ростом производительных сил, расширением хозяйственных связей, формированием и развитием определенных социальных и культурных предпосылок. Так, род и племя характерны для первобытного общества. Народность складывается с появлением классов и государства. Капитализм активизирует экономические и культурные связи, создает единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раздробленность средневекового государства, сплачивает различные входящие в него народности в единое национальное целое. Возникает нация. Наряду с понятиями "племя", "народность", "нация" в науке утвердилось и понятие этнос. Это греческое слово означает "народ" и не имеет однозначной характеристики. Под этносом понимается совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность как выражение общности исторических судеб. Более широкое толкование термина состоит в том, что он объединяет понятия племя, народность, нация.

Нация — наиболее развитая историко-культурная общность людей. Она складывается в течение длительного исторического периода в результате соединения, "перемешивания", "сплавления" представителей различных (родственных и неродственных друг другу) племен и народностей. Современные научные теории не дают однозначного ответа на вопрос о признаках этой общности.

Начнем с я зьжа как важнейшего элемента культуры, основной формы проявления национального и личностного самосознания, как главного средства общения людей.

Обычно представители одной нации говорят, пишут на одном языке (что не исключает различия диалектов). Видимая простота и кажущаяся ясность этого признака приводят некоторых ученых к мнению, что язык — несомненный признак нации. Однако это не совсем так. В Швейцарии, например, четыре равноправных языка — немецкий, французский, итальянский и ретороманский, однако швейцарцы являются единой нацией. Еще пример: англичане и американцы (жители США) говорят на одном языке, но это разные нации. Но язык, несомненно, является одним из факторов, влияющим на национальные отношения.

Сплочению наций способствует общность их исторического пути. Русские, американцы, узбеки, французы, эстонцы — каждая нация или народность имеет свои корни в истории, прошла свой неповторимый, часто только ей свойственный исторический путь. Здесь имеется в виду ряд составляющих: складывание и развитие общности на определенной территории, образование и укрепление государственности, возникающие и развивающиеся в рамках территориального размещения наций хозяйственные связи, дипломатические, военные, экономические отношения с соседями — ближними и дальними. Несомненна значимостью религиозного влияния

Что касается понятия национальность, то оно означает принадлежность человека к той или иной нации. В большинстве стран мира национальность определяется не государственными органами, а самим человеком добровольно. Сегодня на Земле все больше становится людей, родившихся от смешанных браков (т.е. от родителей разных национальностей), они вправе выбирать себе нацио­ нальность любого из родителей.

Нации и межнациональные отношения.

Начать рассмотрение актуального и сложного круга проблем, связанных с теорией и практикой национальных отношений, лучше всего с выявления смысла отдельных базовых для данной области понятий: этнос, нация, национальное самосознание, национализм. В учебном пособии раскрываются ведущие признаки этих понятий. В тех случаях, когда однозначные выводы отсутствуют, приводятся различные подходы и суждения.


В связи с рассмотрением понятия «этнос» уместно остановиться на некоторых положениях теории этногенеза Л. Н. Гумилева.

1. Природный характер этногенеза.

«Этнос коллектив особей, выделяющий себя из всех прочих коллективов. Этнос более или менее устойчив, хотя возникает и исчезает в историческом времени. Нет ни одного реального признака для определения этноса, применимого ко всем известным нам случаям. Язык, происхождение, обычаи, материальная культура, идеология иногда являются определяющими моментами, а иногда нет. Вынести за скобки мы можем только одно признание каждой особью: «Мы такие-то, а все прочие другие» («Этногенез и биосфера Земли»). «Мой тезис: этнос связан с природными условиями, а социальная структура от них не зависит» («Этногенез — природный процесс»).

2. Пассионарность и ее роль в этногенезе.

Пассионарность — определенная характеристика поведения и психических свойств человека: высокая активность, безудержное стремление к достижению цели, готовность ради этого на любые жертвы. Люди пассионарного типа встречались во все исторические эпохи.

Еще одним важным, но недостаточно отраженным в учебном пособии аспектом рассматриваемой темы является вопрос о соотношении нации и государства. На этот счет исследователи, политики, общественные деятели подчас высказывают диаметрально противо­ положные суждения. Поэтому независимо от того, обсуждается ли вопрос в ходе беседы с учащимися или преподаватель использует прием рассуждающего изложения, неизбежно возникают элементы проблемное™.

Одним из вариантов работы может стать сопоставительный анализ позиций двух современных исследователей:

«Этничность и национализм это не данность. Они представляют собой социальные и политические конструкции». Иначе говоря, первичной выступает социально-политическая жизнь, государственные институты, а этнический фактор акцентируется тогда, когда это выгодно тем или иным политическим силам.

«Международное сообщество живет иллюзией, что мир состоит из государства, в то время как в действительности он состоит из народов... Существует около 5000 этносов, но только 180 из них имеют международную признанную государственность. Народы разделены на несколько сортов, и это несправедливо».

Важно, чтобы в ходе обсуждения школьники отметили односторонность обеих позиций. Действительно, вряд ли национальные различия являются искусственными конструкциями или изобретением этнологов. Достаточно представить себя в иноэтническом окружении, когда на каждом шагу, начиная с языкового барьера и кончая элементарными бытовыми ситуациями, придётся ощущать свою непохожесть. Вместе с тем нет оснований и для преувеличения эт­нического фактора, а тем более для рассмотрения его как внеисторической и вечной категории. Смоделируем еще одну ситуацию. Представим, что каждый из известных сегодня 5000 этносов, даже насчитывающий всего несколько десятков тысяч населения (небольшой микрорайон крупного города), создает свое государство со всеми атрибутами внутреннего и внешнего суверенитета. Можно обратиться и к другой паре высказываний:

«Границы государств должны совпадать с границами национальностей». Это «необходимое условие свободы».

«Комбинация различных наций в одном государстве является столь же необходимым условием цивилизованной жизни, как комбинация мужчин и женщин».


 

Формирование наций в Европе.

Эпоха формирования буржуазных наций в Европе важна для исследования, поскольку она оставила определённое политическое и культурное наследие, это наследие - одна из сфер современной идеологической борьбы.

Исходным рубежом процесса формирования наций в Европе были XV - XVI века - время зарождения в недрах феодализма капиталистического уклада (Нидерланды, Англия). Однако в рамках Европы социально - экономические процессы протекали не равномерно.

Это сказывалось на этносоциальном процессе, который в восточной и западной частях Европы протекали по-разному: ведь начало в XVI в. капиталистической эры «на западе совпало по времени с закреплением крестьян на территории к востоку от Эльбы и установлением военно-федерального господства османской империи на Балканах и в некоторых районах центральной Европы.

В ряде случаев складывании нации в западноевропейских странах проходило на базе двух или нескольких феодальных народностей. На примере Франции этот аспект был раскрыт Ф. Энгельсом, который отмечал, что провансальская народность «в середине века была, не более родственна северофранцузской, чем теперь польская русской».

Пробуждение в большинстве стран современной капиталистической Европы региональных национально-культурных движений подтверждает сказанное.

Различия, однако, существовали. Их причины изучены недостаточно, но они, прежде всего, связаны с особенностями социально-экономического развития регионов Европы. Весьма, различна продолжительность капиталистической эры в западной Европе (с 16 В) и в восточной части Центральной Европы (с 18 В). Далее на Западе возникновение ряда централизованных государств, интенсивное развитие в них капиталистического рынка, втягивание в эти связи лично свободных крестьян разных национальностей, создание мощных городских центров не территории основной национальности, сдерживание развития этносоциальной структуры и широкую ассимиляцию других, не всегда даже родственных этносов. Например, в английскую нацию влился значительный кельтский элемент, а в Шотландии возобладал английский язык. Таким образом, специфика ряда западноевропейских обществ и государств состояла в их значительной способности ассимилировать другие этносы. В Центральной Европе аналогичный результат оказался невозможным, прежде всего потому, что капиталистический рынок был относительно узким и связь с ним закрепощенного крестьянства незначительной. Существенно и то, что например, в Гарсбурской монархии господствующая народность - австрийские немцы - составляла меньшинство населения. По мере достижения социально-экономического уровня, необходимого для преобразования феодальных народностей в нации, в Центральной Европе примерно со второй половины 18 века начинаются антифеодальные национально-освободительные движения. Все это позволяет выделить Центральную и Юго-Восточную Европу в качестве одного из европейских ареалов эпохи перехода от феодализма к капитализму. В целом складывание здесь большинства наций заняло период от второй половины 18 века до начала 20 века. Но наиболее интенсивное развитие этого процесса на востоке Центральной Европы совпало с эпохой подъема буржуазии. Специфика ареала заключалась в неполноправном положении большинства его народов.


Несомненно, что определяющим фактором была этноклассовая структура общества в период позднего феодализма и ее изменение вследствие роста капиталистических отношений. Интенсивно шло социальное расслоение в деревне и городе, создавшее объективные условия для складывания промышленной буржуазии и пролетариата. Таким образом, переход от феодальных народностей к буржуазным нациям в ареале протекал в условиях т. н. полных или неполных социальных структур позднефеодального общества. В эпоху феодализма дворянство, как правящий класс, разработало соответствующую идеологию. Так, в Венгрии Польше господствовала теория государственной или политической нации. Эти нации охватывали всю или почти всю этническую территорию венгров и поляков, как и территории других народов, входивших в состав венгерского и польского государств.

Развитие капитализма в центре многонациональных государств в Центральной Европе имело и негативные последствия для национальных процессов. Названные факторы, взятые в совокупности, сыграли решающую роль в складывании наций, но значение каждого из них могло быть различным. В одном случае этнодифференцирующим фактором явился язык, в другом при наличии общей территории, экономических связей и языка - религиозные различия, в которых складывались разные этнокультурные традиции масс и разные интересы имущих слоев. В третьем случае родство языка, общность религии, общая территория и исстари прочные экономические связи, как факторы интеграции теряли значение перед лицом разной традиции и интересов обуржуазившихся слоев.

Развитие народностей в нации в Центральной Европе не было прямолинейным процессом. В 18 веке носителями буржуазных отношений в Австрии в первую очередь стали немцы, остальные народы значительно отстали в социально-экономическом плане и поэтому были сильно потеснены и в этническом отношении.

Становление национальной культуры - культуры Нового времени означало диалектическое отрицание культуры народностной. Но при этом удерживались и преобразовывались ее существенные компоненты. Поэтому наличие народностного самосознания сыграло немалую роль на начальном этапе формирования самосознания национального

Культурный фактор сыграл в становлении наций уникальную роль. Культура явилась инструментом борьбы против внешнего угнетения, в частности стала средством воспитания национального самосознания. Тем самым она способствовала консолидации наций. Но одновременно в культуре с самого начала отражалось развитие классовых противоречий внутри каждой формирующейся нации. Для полного завершения процесса было необходимо политическое объединение национальной территории и создание национальной государственности. Нации, сложившиеся в условиях одного многонационального государства, обладали, не вполне завершённой структурой. Развивалась национальная культура и самосознание. Нации как целостного единого этно - социального организма в этих условиях не было, тем не менее, эти нации переживали процесс формирования, одним из основных компонентов которого являлась развитие капитализма на разделённых землях. Этот процесс отражался в национальных движениях за объединения.

Что касается «преднационального» периода, т.е. непосредственно предшествующего началу формирования наций, то его изучение едва началось.


Еврейский вопрос (Европа)

«Еврейский вопрос есть лишь часть вопроса о нашем общем безправии и об отсутсвии наших общих гражданских свобод» - эти слова лидера кадетской партии П.Н Милюкова вовсе не кажутся преувеличением. В России, оставшейся к началу XX века единственной Европейской странной, где отсутствовало народное представительство и продолжало существовать самодержавная монархия,евреи равноправия так и не получили.

Специальные законы и министерские циркуляры диктовали им, где жить, как преремищаться с места на место и какой род занятий для них предпочтителен. Исповедовавшие иудаизм имели право жить лишь в так называемой черте «оседлости», куда входила территория Царства Польского, а также Бессарабская, Белинская, Витебская, Гродненская, Екатеринославская, Киевская (кроме Киева) Ровенская, Минская, Подольская, Полтавская, Таврическая (кроме Севастополя), Херсонская и Черниговская губернии. Особенно несправедливой представлялась стремившейся к образованию еврейской молодёжи процентная норма, устанавливавшая ограничения для поступления евреев в средние и высшие учебные заведения (10% в черте оседлости, 5% в губернских городах, 3% в Петербурге и Москве). Тем не менее, евреи дали России немало замечательных врачей и учёных, блестящих журналистов, всемирно известных музыкантов. Но даже известный художник Исаак Левитан был временно выселен из Москвы из-за отсутствия права на жительство. Существовали так же ограничения для участия евреев в местном самоуправлении. В1890 г. иудеям запретили избирать и быть избранными в земские учреждения, в 1892 г городские думы.

Поэтому неудивительно, что начавшаяся в январе 1905г революция вызвала подъем еврейской общественной жизни. На 3-м съезде союза 10-13 февраля 1906г в Петербурге было решено вступить в коалиция с нееврейскими партиями «не правее кадетской».

Почему же партия Народной свободы вызвала наибольшее доверие у либеральной еврейской интеллигенции России? Ответ очевиден. Ведь в планы кадетов входило не только превращение России из аграрной крестьянской страны в развитую индустриальную державу, создание и упрочение благополучия среднего класса. У кадетов, в отличие от многих других партий сложилось довольно чёткое представление о том, как следует реформировать представительную и судебную власть, какова должна быть национальная политика Российского гос-ва.

Конечно, кадетская партия не могла бы занять такого исключительного положения в первой Думе, если бы её активность не была направлена, прежде всего, на решение общероссийских проблем, таких как политическая амнистия, аграрная реформа, демократизация местного самоуправления. В то же время кадеты разработали и поддержали законопроект о гражданском равенстве, предусматривающий отмену всех сословных и религиозных ограничений. Особенно резкую форму приняло в Думе обличение политики, направленной против еврейства, после разгрозившегося 2 июня 1906г погрома в Белостоке. Современная историческая наука не располагает доказательствами прямого участия Департамента полиции в подготовке погромов, но депутаты 1-й Гос Думы, были убеждены в обратном.


Вскоре 1-я Дума была распущена. Во время выборов во И-ю Думу. Черносотенно настроенные правые силы русского общества делали все возможное для того, чтобы агитацией в черте оседлости лишить евреев возможности в полной мере использовать свои избирательные права. По свидетельству А.А Кизеветера, «черносотенный террор выступал на сцену».

Однако вследствие преждевременного роспуска П-й Думы труды подкомиссии, продвинувшиеся уже очень далеко, так и небыли доведены до конца. Не ограничиваясь участием комиссии, кадеты и соц. демократы внесли собственные законопроекты об отмене национально-вероисповедательных ограничений. Работа над ними прервалась 3 июня 1907г, когда царским указом Дума была распущена.

В результате реализации нового закона о выборах, политическое значение и авторитет III Думы оказались ниже того уровня, который был достигнут 1-ми 2-мя созывами представительных собраний. Это обстоятельство отразилось на характере парламентской работы вообще и на разрешении еврейского вопроса в частности.

Стремясь, во что бы то ни стало унизить своих коллег - евреев, правые не пренебрегали рисованием карикатур. В Гос Архиве РФ (ГАРФ) сохранилась открытка с изображением Менделя Бейлиса, ему пририсовали огромный нос и уши, вместо его имени и фамилии написано: Мир Бо Маж, а на обратной стороне - Верни Рубль. Конечно, такие настроения правых не могли не сказаться на постановке еврейского вопроса в Думе и во время войны. Однако кадеты в отличии от левых фракций проявляли во время войны большую осторожность в постановке ниц проблем, их требования по еврейскому вопросу стали более умеренными. Тем не менее, все попытки кадетов внести законопроекты, хотя бы несколько улучшавшие положение евреев, неизменно терпели фиаско.

Евреи в России

До XVIII века русские князья, а затем цари не позволяли евреям селиться в своих владениях. Только после разделов Польши в конце XVIII века вместе с новыми территориями в составе Российской империи оказались и польские евреи. Эти приобретённые Екатериной II территории стали местом их легального проживания (вскоре оформленного установлением черты оседлости). Более ранние документы свидетельствуют лишь об отдельных и не удачных попытках проникновения еврейских торговцев на Русь.

Первые евреи оказались в Московском государстве при Иване III . Один из них, венецианский еврей мастер Леон, был врачом. Его мед. карьера в Москве закончилась трагически.

После появления ереси жидовствующих въезд евреев на территорию Русского гос-ва был полностью запрещён. В Царствовании Ивана Грозного в результате русско-польской войны к Москве отошёл город Минск; проживавшие там евреи были по приказу царя утоплены в Днепре.

В 1698г во время пребывания Петра в Амстердаме, к царю обратился бургомистр города Витсен с просьбой разрешить въезд в Россию нескольким еврейским торговцам или деловым людям. Пётр ответил: «Мой друг, вы знаете права и обычаи евреев, вы так же, знакомы с русскими. Я так же знаю и тех и других, и поверьте, мне ещё не пришло время для встречи этих 2-х народов. Скажите евреям, что я благодарю их за предложение и понимаю ту выгоду, которую я бы мог из них извлечь, но мне было бы жаль, если бы им пришлось жить среди русских».


На предложение Сената разрешить допуск на ярмарки Киева и Риги еврейских ремесленников и торговцев императрица Елизавета Петровна ответила отказом.

При Александре I судьям было запрещено принимать в производство дела по обвинению евреев в совершении ритуальных убийств. Этот запрет сохранился и во время царствования Николая I , но был фактически отменён при Александре II , что дало возможность организовать процессы в следующее царствование. При Николае I - евреев стали брать в армию, а еврейских детей принудительно зачисляли в солдатские школы (школы кантонистов), где они не только обучались грамоте, но и крестились, меняя свою фамилию.

Прошедшие в начале 1880 годов на юге России (на Украине и Молдавии) еврейские погромы послужили предлогом для новых ограничений в выборе места жительства исповедовавших иудаизм. В начале XX века правительство рассматривало вопрос об уравнивании евреев в правах с остальными народами империи.

На активные участия образованной еврейской молодёжи в революционном движении (прежде всего в социал-демократической и эсеровской партиях) власти ответили новым ужесточением антиеврейского законодательства в 1907-1908гг, были введены ограничения, стеснявшие предпринимательскую деятельность евреев.

В истории СССР самым значительным предприятиям государственного антисемитизма была завершившаяся делом врачей компания по борьбе с космополитизмом в 19048-1953гг. Целью этой компании было подчеркнуть величие русского народа, которому приписывались самые значительные научные достижения и открытия. Во время компании были расстреляны руководители еврейского антифашистского комитета, убит великий еврейский актер, Михоэлс, лишены работы по специальности известные советские учёные и простые граждане евреи.

Государственный антисемитизм сохранился в СССР и в послесталинские годы, хотя и не приобретал столь явных и кровавых форм. Как раньше, за конкретными антиеврейскими акциями властей чаще всего стояли полит и идеологические интересы. Положение изменилось только с перестройкой и падением СССР.

Правовое положение русских беженцев на Западе 20-30 гг.

Вопрос о расселении и численности российских беженцев, поставлен в историографии давно, и его изучение сегодня активизировалось. Однако окончательно он не решён. Это связано с рядом объективных причин (отсутствия систематической и полной переписи и учёта беженцев, завышение или занижение цифр в отчётных документах).

Проблема беженцев стала актуальной только в XX веке. Тому послужили 2 основных повода: 1 мировая война и Октябрьская революция 1917 г в России.

Глобальный передел мира и связанные с этим перемещения из одной страны в другую регулировались Версальско-Вашингтонской системой договоров, а также в ходе последующих конференций, двусторонних соглашений. Российские и армянские беженцы создали для мирового сообщества множество проблем, никогда ранее не возникавших. Исход из пределов бывшей Российской империи был самым массовым и интенсивным. Ситуация усложнилась появлением апатридов-лиц без гражданства.

«Ликвидацию беженской проблемы» возложили на Лигу Наций. Пути её


решения виделись в следующем: расселение и трудоустройство репатриация, и урегулирования правового положения беженцев. Однако исчерпать её до конца так и не удалось. Более того, появлялись всё новые категории беженцев: из Германии, Австрии в межвоенный период.

Таким образом, истоки и проблемы беженцев в современном её понимании лежат в 1920 гг. Однако русские беженцы не только положили начало проблеме, но и способствовали её урегулировании, участвуя в подготовке документов международного уровня.

С формированием международно-правового статуса беженцев в 1920гг и началось изучение проблемы. Правовое положение стало предметом внимания самих эмигрантов. Об этом шла речь на заседаниях местных отделений русских юристов за границей, или занимались почти все эмигрантские русские общественные организации. Результаты этой деятельности и усилий международного сообщества были обобщены в работе Л.Я. Таубера «Лига Наций и юридический статус русских беженцев».

В советской и зарубежной историографии специальным предметом исследования правовое положение беженцев в 1920-1930гг не являлось. Лишь в последние годы проблема стала привлекать внимание исследователей.

Впервые определение понятия беженец появилось в июне 1922г на Женевской конференции представителей правительств. Тогда речь шла только о русских беженцах. В результате русским беженцем признавался беженец «русского происхождения, не принявший никакого другого подданства-». Затем Женевское межправительственное соглашение от 12 мая 1926г уточнило это понятие, и им считалось всякое лицо русского происхождения, не пользующееся покровительством правительства СССР и не приобретение другого подданства».

Современное определение и правой статус беженцев обозначены Конвенцией ООН о статусе беженцев (1951 г) и Протоколом, касающимся статусом беженца (1966г). Россия присоединилась к этим документам в ноябре 1922г, когда беженцы на постсоветском пространстве стали проблемой для нашей страны.

Сегодня беженцами называют лиц, которые находятся вне страны своей гражданской принадлежности, опасаясь преследований по расовым, национальным религиозным, политическим мотивам в силу внешней агрессии оккупации иностранного господства или событий, серьёзно расстроивших публичный порядок в стране или её части, или же из-за своей принадлежности к той или иной социальной группе. Беженцы- люди, которые не могут или не хотят вернуться в страну. Беженцам предоставляться такие же права, какие предоставлены иностранцам.

Ситуация усугублялась тем, что многие беженцы оказывались за границей без средств существования и без документов, удостоверяющих личность. Возникла необходимость в учреждениях, которые могли бы помочь решить эти вопросы, подтвердить эмигрантское состояние того или иного лица. Верховный комиссар огласил свою программу решения беженского вопроса на конференции 16-19 сентября 1921 года в Женеве. Предполагались такие меры, как перепись всех беженцев, расселение их по странам и трудоустройство. Речь шла и о координации усилий всех благотворительных организаций, о решении вопроса о паспортах в соответствии с постановлениями Женевской конференции 22 августа 1921г.

Вопрос о беженцах имел в Лиге Наций второстепенное значение. Его обычно рассматривала Пятая комиссия по социальным вопросам. Деятельность комиссии не привлекала особого внимания. Там решались вопросы об эсперанто, о торговли


женщинами и детьми, продажа опиума, о борьбе с порнографией и.т.д. Поэтому её члены мало интересовались проблемами беженства, полагаясь всецело на Нансена.

24-25 марта 1922г состоялось заседание совета Лиги Наций, на котором был обсужден доклад Нансена о паспортах для Российских беженцев и одобрен проект этого сертификата. Учитывая замечания и пожелания юристов-эмигрантов, Нансен подчёркивал, что документ выдаваться может тем, кто пожелает его иметь, визироваться будет таким же порядком, как и обычные паспорта, а в самом тексте проекта документа отмечалось, что его предъявителю должны быть оказаны «всякая помощь и покровительство» предоставлена возможность свободно путешествовать и пребывать в других странах. Совет Лиги Наций постановил обратиться к правительству с просьбой:

а) выдавать бесплатно предложенные Верховным комиссаром сертификаты;

б) разрешить визировать эти сертификаты, выданные другими государствами ;

в) визирование проводить бесплатно.

Правовое положение беженцев продолжало рассматриваться совещательным комитетом 29-30 мая 1922г на повестке дня заседания комитета стояли 3 вопроса:

•  О правовом положении;

•  О реакции правительств на проекты сертификата одобренного советом Лиги Наций 24 марта 1922г;

•  О положении выходцев из России в Константинополе в случае прекращения военной оккупации Турции Англией и Францией.

В 1925г вновь стал вопрос о пересмотре паспорта Лиги Наций. Проблема была поднята в связи с изысканием финансовых источников для организации переселения Российских беженцев в Южную Америку. Неимущим беженцам предоставлялась возможность получения виз на въезд и выезд бесплатно. Однако не все пожелания Центральной Юридической комиссии были учтены. Правительство «продолжали рассматривать беженцев как элемент опасный, от которого нужно защищаться».

Практическое решение беженских проблем лежало на правительствах стран- реципиентов.

Поскольку межправительственные соглашения, принятые при содействии Лиги Наций не становились общим правилом для всех государств, реальное правовое положения россиян за рубежом в различных станах весьма разнилось. Более или менее благополучным в этом отношении были Франция, Чехословакия, Германия, Югославия. Беженцы в Румынии Китае, Польше находились в худшем положении.

К сожалению, материалов, на основе которых можно было бы создать полную картину правового положения беженцев в отдельных странах, пока выявлена недостаточно. Источниками для исследования этой проблемы могли бы стать ответы на запросы и анкеты, присылавшиеся представителями Верховного комиссара по делам русских беженцев, русскими общественными организациями в адрес Лиги Наций, Центральной Юридической комиссии по изучению положения русских беженцев. Однако лишь немногим из этих документов можно сегодня воспользоваться.

Поэтому проиллюстрировать сложившуюся практику решения беженского вопроса в отдельных странах и воплощения решений межправительственных соглашений и Лиги Наций можно лишь фрагментарно.

Во Франции каждый россиянин, легально въехавший в страну, пользовался равными с другими иностранцами правами, беспрепятственно получал свидетельство о личности, если желал остановиться во Франции более 2-х месяцев. Этот документ давал право на повсеместное жительство, на поступление на работу, на пользование французскими лечебными учреждениями.

Чрезвычайно сложным было правовое положение беженцев в Польше. Советско-польскую границу в первой половине 1920г пересекали нелегально по 30-50 человек ежемесячно. Одни искали родственников, другие бежали неизвестно куда, не смотря на предупреждения советской прессы о тяжёлом положении беженцев в Польше. Согласно распоряжению МВД беженцы из России и Украины, прибывшие нелегально в Польшу после 12 октября 1920г., коим не было предоставлено право политического убежища, должны были к 1-му марта 1923г покинуть её пределы. Российские эмигрантские общественные организации в связи с этим добивались, чтобы были признаны выдаваемые ими удостоверения, дающие основание предоставлять беженцам право убежища.

Положение беженцев-Россиян в странах-лимитрофах было не из лучших. Эмигрантских организаций, защищавших права беженцев там было мало, возможности трудоустройства ограничены.

В Финляндии, особенно в первое время после получения самостоятельности, передвижения по стране в не «черты оседлости» были ограничены. Первоначально было запрещено даже разговаривать в официальных учреждениях по-русски. Для продолжительного пребывания в Финляндии беженцам необходимо было иметь вид на жительство, который выдавался на срок не более года, а затем на 3 года. О положении выходцев из России в Швейцарии как отмечалось, свидетельствует ответы Гульивича на Анкету предназначиную для Лиги Наций. Внутренним документом для беженцев из России на территории Швейцарии являлся перми - вид на жительство. Его получали в обмен на документы, на которых была поставлена въездная виза в страну, либо взамен старых паспортов. Для выезда из Швейцарии выдавались нансеновские паспорта, обмениваемые на перми при возвращении.

В Болгарии Положение о юридическом статусе русских и армянских беженцев было принято правительством 18 сентября 1928г. Однако оно не внесло существенных изменений в условия жизни беженцев.

В решении беженского вопроса практически не участвовала Турция. Верховный комиссариат Лиги Наций настаивал на принятии сертификата, и возражала против предложения выдавать русским беженцам permis de sejour за подписью турецкого правительства. Турецкое правительство предполагало выдавать такие документы на 6 месяцев, если Нансен обязуется эвакуировать в течение этого срока российских беженцев из Константинополя.

Страны- реципиенты относились к беженцам как к обузе и стремились соблюдать собственные интересы. Наилучшим выходом для эмигранта оставалась 1-на перспектива - натурализация. Так, во Франции с 1926 - 1936гг число натурализировавшихся русских возросло более чем в 2 раза- с 8% почти до 18% наибольший процесс натурализировавшихся в 1920-1930гг выходцев из России были в Англии (из 15 тыс. натурализировались 9428 чел).

Конвенция 1951 г и протокол 1967г., касающийся статуса беженцев, объявили о преемственности в их международной защите. Лицо, которое считалось беженцем по соглашениям 12 мая 1936г. или 30 июня 1928г. или в силу конвенции 28 октября 1933г., автоматически считается беженцем и по конвенции 1951г.

Решения, принятые на межправительственном уровне при содействии Лиги Наций положили начало формированию юридического статуса беженцев в


международном праве. Лига Наций, однако, не ставила перед собой цель детально регламентировать правовое положение беженцев.

Очаги межэтнической напряженности.

Северная Ирландия (Великобритания).

История противостояния между католическим и протестантским населением Северной Ирландии уходит в глубину веков. В XX веке этот конфликт периодически обострялся. Созданная в 1905 Ирландская республиканская армия действующая от имени католического меньшинства, выступает за присоединение Ольстера ,где преобладает протестантское насилие, к Ирландской Республики. С 1968 по 1975 г. в Северной Ирландии было зафиксировано более 4500 взрывов. В период с 1968 по 1990 г. в перестрелках и террористических акциях погибло около 3 тыс. человек.

Баскония (Испания).

В 1931 г. Баскония получила статус автономии. Генерал Ф. Франко ликвидировал автономию, что вызвало рост националистических настроений в среде басков. В 1926 г. была создана националистическая группировка «Эускади та Аскатакуна» («Страна басков и свобода»), сокращено ЭТА. Провозглашенная ЭТА тактика революционной борьбы практически представляет терроризм. В 1979 г. Басконии и другим провинциям был возвращен автономный статус.

Остров Корсика (Франция).

Несколько националистических организаций, в том числе наиболее экстремистская -Фронт национального освобождения Корсики - требует признания корсиканцев самостоятельной нацией и создания независимого от Франции государства. Основными формами борьбы являются взрывов и вооруженных нападений. В 1990-1999 гг. от рук корсиканских террористов погибло около 3000 человек.

Бельгия.

Являясь федеративным государством, Бельгия состоит из 3 общин (фламандской, франкофонской, германофонской) и 3 регионов (Фландрии. Брюсселя, Валлонии). Сепаратистские настроения привели к разделению по регионам законодательной и исполнительной ветвей власти, политических партий, экономики, образования, средств массовой информации.

Квебек (Канада).

С 1960-х гг. в Канаде обострилась национальная проблема. Во франкоязычной провинции Квебек сепаратистские организации выступают за отделение Квебека от Канады. Квебек не признает действующую Конституцию Канады, требуя особого статуса.


Индия.

Джамму и Кашмир.

С 1947г., со времени раздела Британской Индии на Индию и Пакистан, периодически возникают конфликты между индусами и мусульманами, которые перерастают в вооруженное противостояние между Индией и Пакистаном.

Тамилнанд.

Тамилы - народность, проживающая на о. Шри-Ланка. Их националистическая организация «Тигры освобождения Тамил-Илама» ведет борьбу за независимость. В конфликт на острове были втянуты индийские войска, боевые действия были перенесены на юг Индии. В 1991 г. тамильские экстремисты организовали убийство Р.Ганди.

Пенджаб.

С 1947 г. в штате начались религиозно-общинные беспорядки, приводящие к вспышкам насилия и террора. Сикхские сепаратисты требуют создания «государства Халистан», провоцируют межобщинные столкновения, прибегают к массовому и индивидуальному террору. В 1984г. экстремисты убили премьер-министра Индии И. Ганди.

Хорватия.

26 июня 1991 г. хорватское руководство сделало заявление о полной независимости. Межэтнические конфликты возникли между хорватами и сербами в районах, где большинство населения составляли сербы. Конфликт принял характер вооруженного противостояния. Стали создаваться сербские отряды самообороны. В военное противостояние оказалась втянута югославская армия. Западная пресса поддерживала хорватскую сторону, обвиняя Сербию в разжигании конфликта.

В ноябре 1991г. Совет Безопасности ООН принял решение о направлении миротворческих сил в Югославию.

Военные противостояния продолжались до подписания соглашения в г.Дейтоне (ноябрь 1995г.).

Босния и Герцеговина.

В феврале 1992 г. был проведен референдум о независимости Боснии и Герцеговины. Проживающие в крае сербы бойкотировали референдум и образовали Сербскую республику Босния и Герцеговина. В конце 1993- начале 1994 гг. преобладающим было противостояние между мусульманами и хорватами. В феврале 1994г. и в августе 1995г. в г. Сараево прогремели взрывы, унесшие жизни более 100 человек.

21 ноября 1995 г. в г. Дейтоне были подписаны соглашения, по которым на территорию Боснии вводился миротворческий контингент ООН, а сама республика Босния и Герцеговина должна состоять из двух частей: Хорватско-Мусульманская федерация и Сербская Крайна.

Косово.

Конфликт между албанцами и сербами в Косово имеет давнюю историю. Начало современного этапа конфликта можно отнести к 1988г., когда начались вооруженные


столкновения между албанцами и сербами. Весной 1998 г. страны Запада предложили заключить соглашение о вводе в Косово контингента НАТО. В феврале 1999г. страны НАТО предъявили Югославии ультиматум с требованием принять план урегулирования, выработанный контактной группой. Сербская сторона отказалась выполнить требования ультиматума.

С 24 марта по 10 июня 1999г. страны НАТО осуществили военную акцию против СЮФ, подвергнув территорию Сербии бомбардировкам с воздуха, и вынудили югославское руководство согласиться на введение в Косово военного контингента НАТО и России.

Таджикистан.

В основе конфликта лежит противостояние исламской оппозиции официальному руководству страны. Положение осложняется соперничеством местных элит и вмешательством в конфликт афганских моджахедов, которые часто нарушают таджикскую границу, охраняющуюся совместно таджикскими и российскими пограничными войсками.

В 1994 г. начался «межтаджикский диалог», который привел к заключению в 1997 г. в Москве соглашение о прекращении боевых действий.

Абхазия.

Причина конфликта - вопрос о политическом статусе Абхазии. Провозглашение абхазскими властями суверенитета подтолкнуло грузинское руководство к введению войск на территорию Абхазии, что вызвало вооруженное противостояние. Посредничество России приводило к временным приостановкам боевых действий. Принятие Абхазией в 1994 г. конституции и введение института президентства осложнило политическое решение ситуации.

Северная Осетия, Ингушетия.

Конфликт между двумя автономиями Российской Федерации имеет в своей основе территориальные и религиозные споры. В декабре 1993 г. был достигнут компромисс. Северная Осетия согласилась на возвращение ингушских беженцев, а Ингушетия отказалась от территориальных претензий.

Чечня.

Причиной острейшего конфликта явилось провозглашение Чечней независимости, складывание авторитарного режима, криминализация общества в Чеченской республике. Конфликт перерос в полномасштабную войну. Условно можно выделить два этапа военных действий.

1994-1996 гг.- военные действия российских войск на территории Чечни с целью восстановления конституционного порядка.

1999- по настоящее время - антитеррористическая операция по ликвидации бандитских формирований на территории Чечни.

 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости».

В X 1 X веке глагол «терпеть» насчитывал множество лексем и выражал различные значения: выносить, страдать, выжидать чего-то, не спешить, не гнать. Несмотря на многозначность, категория «терпимости» имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность. Пассивную и негативную направленность обнаруживаем в «Толковом словаре иноязычных слов». В данном источнике, понятие «толерантности» связано с абсолютной потерей способности к выработке антител.

Характеристика определения толерантности видоизменяется в Преамбуле Устава ООН: «.. .проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи. Гармония отношений подразумевает, прежде всего, уважение субъектами друг друга». Мальтийский исследователь Кеннет Уэйт в статье «Образование и толерантность» приходит к выводу, что определение «толерантности здесь неполно, так как «толерантность» не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих «других людей», которые отличаются от нас! В «других» признаются и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат».

«Толерантность политическая - непременное требование в отношениях всех активных участников общественной жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованных отношений как внутри государства, так и между государствами».

В понятие толерантности закладывается подтекст обогащения новым и иным культурным достоянием социальным опытом. Своеобразие данного определения отнюдь не сводится к откровенному прагматизму, ибо толерантные отношения возможны только на основе бескорыстного принятия другого человека, независимо от его культурного и социального уровня. О неком коэффициенте полезного действия толерантности речи, разумеется, не идет: тогда это уже «псевдотолерантность». ( «Я общаюсь с евреями, потому что у них есть чему учиться, и терпеть не могу цыган. А за что их уважать?»- высказывания такого типа, к сожалению, встречаются в нашем обществе.)

Заметим, что составители словаря указывают: толерантность может нести и положительный заряд и негативную окраску. Тут и «формирование способности противостоять любым попыткам ограничения человеческой, в том числе и личной, свободы», «неестественное воздержание, вид скрежетания зубами при смирении с поведением, убеждениями и ценностями другого».

Таким образом, понятие толерантности, хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпение, имеет более яркую активную направленность. Толерантность -не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действием других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.


Заключение.

Итак, выбрав тему «Межнациональные отношения и их особенности на разных этапах развития человечества», я узнала, для того что бы жить в мире и согласии, надо уважать и относится терпимо к любому человеку любой национальности, любого цвета кожи.

Если этой мыслью проникнется каждый живущий на нашей планете, то мире никогда не будет войн и межнациональных раздоров, все будут счастливы этому должно стремиться все человечество, живущее на нашей планете под названием Земля!


Сведения о национальностях проживающих на территории станица Тамань

по состоянию на 18 мая 2006 года

 

Шп . п

Национальность

Муж . ( чел .)

Жен . ( чел . )

Общее кол - во ( чел . )

1

2

3

4

5

1

Аварцы

0

1

1

2

Адыгейцы

2

1

3

3

Азербайджанцы

4

10

14

4

Армяне

.32

13

45

5

Башкиры ( башкирцы )

1

1

2

6

Белорусы

22

16

38

7

Болгары

16

32

48

8

Греки

14

7

21

9

Грузины

2

8

10

10

Даргинцы

1

0

1

11

Кабардинцы

2

1

3

12

Казахи

2

0

2

13

Киргизы

1

0

1

14

Латыши

1

0

1

15

Молдаване

5

6

11

16

Мордва ( мордвины )

1

4

5

П

Немцы

19

19

38

18

Осетины

: 0

1

1

19

Румыны

1

3

4

20

Русские

3552

4205

7757

21

Рутульцы

1

1

2

22

Табасараны

0

1

1

23

Таджики

1

0

1

24

Татары

671

729

1400

25

Татары крымские

25

18

43

26

Турки - месхитинцы

2

1

3

27

Турки ( османы )

21

19

40

28

Туркмены

0

4

4

29

Удмурты

2

2

4

30

Узбеки

5

4

9

31

Украинцы

114

165

279

32

Цыгане

- • з

3

6

33

Черкесы

0

1

1

34

Чеченцы ( нохчо .

3

2

5

35

Чуваши

2

1

3

36

Эстонцы

0

1

1

37

Без национальности

0

0

962

Итого :

4528

5280

10770

Глава поселения

 

 

 

подпись


Литература:

1 .Боголюбов Л.Н. «Человек и общество 10-11 класс».

2.Газета «История» 2002 год.

3.Газета «История» 2000 год.

4.Газета «История» 1996 год.

5.Ермакова И.А., Загладин Н.В. «Всемирная история: XX век».